Календарь

Январь 2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:13, 30.09.2024

Началась подготовка к проходке тоннелей на станции метро «Рублёво-Архангельское»

​Началось устройство двух монтажно-щитовых камер с обеих сторон будущей платформы на стройплощадке станции метро «Рублёво-Архангельское», сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

Он уточнил, что станция возводится на Рублёво-Архангельской линии метро на западе столицы, на территории строящегося жилого комплекса.

«Одна из монтажно-щитовых камер предназначена для старта двух шестиметровых щитов, которые пройдут до перспективной станции «Липовая Роща». Со второй площадки еще два тоннелепроходческих комплекса такого же диаметра отправятся к будущей станции «Ильинская». Каждый из четырех щитов пройдет около 2,3 км тоннелей», – сказал Владимир Ефимов.

При сооружении обеих камер предстоит разработать более 44 тыс. кубометров грунта. Для укрепления котлованов и устройства постоянного фундамента используется метод «стена в грунте» и применяется специализированная техника для создания узких глубоких траншей.

«В дальнейшем камеры будут объединены единым котлованом для обеспечения сбойки перегонных тоннелей и станционного комплекса. В одной из будущих камер выполнена цементация скальных грунтов для устройства ограждающей конструкции, а в другой приступили к созданию форшахты – вспомогательной конструкции, задающей направление разработки грунта и защищающей от обрушения», – отметил руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы Василий Десятков.

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

Рублёво-Архангельская линия метро пройдет на северо-западе столицы под жилой и промышленной застройкой, парками и водоемами. Она свяжет деловой центр «Москва-Сити» и район Рублёво-Архангельское.

Линия улучшит транспортное обслуживание более 800 тыс. москвичей. С нее можно будет сделать пересадки на Московское центральное кольцо, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что щит «София» начал строить тоннель между станциями «Звенигородская» и «Шелепиха» на Рублёво-Архангельской линии метро.

Строительство метро в Москве

Информационная служба портала

просмотров: 117
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения