Началась разработка котлована демонтажно-щитовой камеры для приема двух тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) на площадке станции «Бульвар Генерала Карбышева» Рублёво-Архангельской линии метро, сообщил руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы Василий Десятков.
«Камера строится на глубине более 16 метров, она необходима для приема ТПМК «Натали» и «Виктория» диаметром шесть метров, которые выполняют проходку левого и правого перегонных тоннелей между строящимися станциями «Народное Ополчение» и «Бульвар Генерала Карбышева», – сказал Василий Десятков.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
Назад
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Для создания камеры потребуется произвести выемку порядка 11 тыс. кубометров грунта. Разработка ведется с помощью грейфера, экскаваторов и кранов, которые используются для устройства распорной системы, необходимой для укрепления стенок котлована. На сегодня разработано 10% необходимого объема грунта.
«После выхода и демонтажа щитов в месте соединения перегонных тоннелей и станционного комплекса «Бульвар Генерала Карбышева» будут устроены основные монолитные конструкции сбойки», – пояснил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Сергей Жуков.
Строительство станции метро «Бульвар Генерала Карбышева» ведется на ул. Маршала Тухачевского, в районе пересечения с бульваром Генерала Карбышева и ул. Генерала Глаголева.
Для перекладки инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства станции «Бульвар Генерала Карбышева», выполнена вырубка зеленых насаждений на ул. Маршала Тухачевского.
Работы выполняются в соответствии с разрешительной документацией и выданными Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы порубочными билетами.
На сегодня работы по вырубке выполнены в полном объеме, после завершения строительных работ будет выполнено компенсационное озеленение в объемах, превышающих вырубленный фонд.
Сейчас от места размещения будущей станции до ближайшей действующей станций метро «Народное Ополчение» Большой Кольцевой линии более 1 км, а до станции «Октябрьское Поле» Таганско-Краснопресненской линии – около 2 км. С вводом объекта в эксплуатацию жители района получат станцию подземки в шаговой доступности.
Рублёво-Архангельская линия метро свяжет активно развивающуюся территорию в Рублёво-Архангельском с Большой кольцевой линией и деловым центром «Москва-Сити». У москвичей и гостей города появятся новые удобные и быстрые маршруты.
Строительство метро в Москве