Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:15, 10.07.2024

Специалисты Мосинжпроекта поделились опытом строительства тоннелей

​Пять представителей проектного института инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» выступили с докладами на Научно-технической конференции «Применение прогрессивных технологий в подземном строительстве – 2024», организованной Тоннельной ассоциацией России (ТАР), сообщили в пресс-службе компании.

АО «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций столичного метрополитена.

Научно-техническая конференция «Применение прогрессивных технологий в подземном строительстве – 2024» состоялась в июне в Нижнем Новгороде. В ней участвовали более 130 специалистов из 67 организаций России и ближнего зарубежья в сфере проектирования и строительства подземных сооружений: архитекторы, проектировщики, застройщики, производители материалов и технологий, представители подрядных организаций, а также органов власти, вузов и научного сообщества.

Конференция ТАР служит площадкой для обмена опытом и информацией научно-технического и коммерческого характера между специалистами научного и строительного сообщества подземного строительства.

Представители проектного института холдинга «Мосинжпроект» поделились результатами своих последних разработок в этой сфере, представив шесть докладов профессиональной общественности.

Конференция Тоннельной ассоциации России имеет широкую повестку. Собравшиеся обсуждали вопросы, связанные с инженерными изысканиями, проектированием, строительством и эксплуатацией транспортных тоннелей, в том числе глубокого заложения, и других подземных сооружений мегаполисов.

Эксперты Мосинжпроекта на примерах из собственной практики рассказали о методе расчета давления пригруза тоннелепроходческого комплекса (ТПМК) в оперативном режиме. Расчет производится на основе полученных данных мониторинга. Он позволяет предотвратить влияние работ на существующие сооружения, а также снизить общую стоимость строительства.

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

Еще один доклад был посвящен подбору проектных решений для восстановления обделки тоннелей метро и порядка проведения дополнительных изысканий.

Среди тем, затронутых представителями Мосинжпроекта, – применение инновационной строительной и гидроизоляционной системы для подземных сооружений, которая позволяет предотвращать обводнение. Специалисты холдинга рассказали также о созданном классификаторе дефектов и методике расчета индекса качества строительных работ.

Генеральный директор ООО «Институт «Мосинжпроект» Рустам Черкесов отметил, что большое внимание на конференции было уделено вопросам обеспечения безопасности.

«Сотрудники института выступили с совместным докладом, в котором рассказали о применяемых холдингом технических средствах связи для обеспечения безопасной эвакуации людей из тоннелей метрополитена. Спикеры отметили важность системы вентиляции метро, оснащенной противопожарными клапанами и вентиляторами. Кроме того, докладчики поделились опытом расчета условий безопасной эвакуации людей при пожаре», – заключил Рустам Черкесов.

Напомним, с участием инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» с 2011 года в столице построено и введено в эксплуатацию 75 станций метро, свыше 160 км путей и 12 электродепо.

Холдинг повышает эффективность проектного управления

просмотров: 178

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.