Елена Баранова | -2 ч. -18 мин. назад
Важным дополнением к выставке станут фрагменты кинохроники.
25 июня –29 сентября 2024
Возрастной ценз: 18+
Галерея Веллум совместно с Эйзенштейн-центром, РГАЛИ, ГИИ представляют масштабный выставочный проект к 80-летию создания исторической киноэпопеи Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Выставка пройдет с 25 июня по 29 сентября в пространстве галереи «Веллум» в Гостином дворе.
Сергей Эйзенштейн (1898-1948) – великий советский режиссер, сценарист, теоретик искусства, педагог. В 1941 году он был эвакуирован в Алма-Ату, где снял свой шедевр – фильм «Иван Грозный».
Выставочный проект ««Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла» позволит проследить историю создания одной из самых знаменитых кинолент культового советского режиссера, совершившего революцию в этом медиа.
Фильм был снят в Алма-Ате в тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда жители Казахстана приняли представителей большой советской семьи у себя дома. Вся многонациональная страна работала рука об руку и создавала этот шедевр мирового кинематографа. Именно здесь были воплощены образы средневековой российской культуры. В казахских степях – центре Великого шелкового пути, где соединилась Европа и Азия.
Центром экспозиции станут рисунки режиссера Сергея Эйзенштейна, которые послужили эскизами костюмов и прообразами героев в фильме «Иван Грозный».
Автор проекта Любовь Агафонова говорит, что «показывая эти рисунки, эти лица, фотографии, фрагменты кинохроники, мы вспоминаем о казахстанском периоде творчества Сергея Эйзенштейна. И здесь важно то, что это память о нашей совместной жизни в огромной многонациональной стране, и на огромной Земле».
В экспозиции будут представлены архивные документы и рисунки, относящиеся к трехлетнему пребыванию Сергея Эйзенштейна в Алма-Ате и работе над всеми сериями Ивана Грозного, – это циклы «Классические мотивы», «Цирк» и «Эротика». Подобные исторические артефакты позволяют проследить процесс разработки образов героев, выделить акценты в сценах и костюмах. Видны массивные, монументальные и недвижимые образы бояр, тонкость и какая-то тревожность царской невесты Анастасии, силуэт монаха, повторяющий линии шатров. Еще интереснее увидеть наброски к работе над третьей серией, которая так и не была снята.
Отдельным блоком будут представлены рисунки С. Эйзенштейна, не имеющие отношения к работе над исторической драмой, но выполненные в тот же период. Это четкие, графические листы, напоминающие зарисовки Матисса или японские ксилографии, а также экспрессивные яркие произведения, будто дикие мотки линий. Такое «закулисье» режиссерской работы – уникальный опыт, приоткрывающий завесу к образу мысли гения кино.
Важным дополнением к выставке станут фрагменты кинохроники, эпизоды из третьей части фильма, сцены, не вошедшие в фильм и фотографии со съемок, а также показ фильма Н. Клеймана «Неизвестный Иван Грозный».
Архитектурно-декорационное решение экспозиции задумано в виде черных боксов, символизирующих кинозалы с листами графики С. Эйзенштейна внутри.
В проекте примут участие солисты одного из самых востребованных коллективов России, Академического большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» – в течение работы выставки запланировано проведение концертов.