Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:08, 17.05.2024

«Клеверы» уходят в прошлое: как менялась главная кольцевая магистраль столицы

Московская кольцевая автодорога (МКАД) – самое популярное шоссе столицы. Ежедневно на Кольцо выезжает один миллион автомобилей – это каждая третья машина в городе. За свою более чем 60-летнюю историю МКАД претерпела несколько масштабных реконструкций, превратившись из четырехполосной трассы в 10-полосную магистраль. А некогда инновационные «клеверные листы» стали многоуровневыми развязками.

Сейчас МКАД – самая широкополосная магистраль Москвы, где нет перекрестков со светофорами и наземных пешеходных переходов. Но так было не всегда: 62 года назад эта магистраль представляла собой неосвещенную бетонку с двумя полосами движения в каждую сторону. Они были разделены большим газоном с бордюром, 46 наземными переходами и 33 инновационными на тот момент развязками клеверного типа, которые особенно привлекали кинорежиссеров эпохи СССР. Самый известный пример – сцена погони в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Как все начиналось

Идея создать вокруг Москвы кольцевую автомагистраль появилась в 1930-х годах. Проектирование дороги велось три года, но началась Великая Отечественная война, поэтому работы пришлось свернуть. К проекту вернулись в 1950-е, а строить первые километры магистрали начали в 1956 году в районе Ярославского шоссе.

Спустя четыре года открыли первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе. Однако отсчет километража МКАД начинается не здесь: нулевой километр Кольцевой дороги находится на пересечении с шоссе Энтузиастов.

Полностью дорожное кольцо длиной чуть более 108 км замкнулось в ноябре 1962 года. Это была передовая по тем временам трасса. На всем протяжении она пересекала 12 железнодорожных путепроводов, дважды проходила по мостам над Москвой-рекой и над каналом им. Москвы. До 1984 года МКАД считалась границей Москвы.

Пропускная способность магистрали была рассчитана на 36 тыс. автомобилей в сутки. Первые 10 лет Кольцевая дорога со своей задачей справлялась. В 1990-е годы, когда существенно возросло количество личных автомобилей, МКАД перестала справляться с нагрузкой, тогда было принято решение о ее реконструкции.

Временным решением проблемы стало расширение проезжей части за счет разделительного газона, но это привело лишь к росту аварийности. Стала очевидна необходимость масштабной реконструкции МКАД.

Работы стартовали в 1993 году. Трассу расширили до пяти полос в каждом направлении, установили бетонные ограждения, разделяющие встречные потоки транспорта, смонтировали освещение. В сентябре 1998 года торжественно открылось движение по обновленной МКАД.

Несмотря на проведенную реконструкцию, магистраль продолжала оставаться одной из самых проблемных дорог столицы. «Клеверные» развязки имели свойство самозапираться: когда блокировался один въезд, практически сразу же «вставали» остальные, что способствовало длительным заторам.

К середине 2000-х ситуация с дорожными пробками достигла критических масштабов. Так, в 2008 году была зафиксирована самая длинная в истории дороги 68-километровая 13-часовая пробка. С 11 утра до полуночи стояла внутренняя сторона МКАД от Дмитровского шоссе до Профсоюзной улицы, а в декабре 2010 года пробка растянулась почти на 50 км.

В итоге приняли решение о новой модернизации МКАД. Было выбрано наиболее сложное, но самое эффективное решение для разгрузки магистрали – это реконструкция и строительство новых развязок на пересечении с вылетными магистралями. Масштабную программу по их модернизации начали в 2012 году. В нее вошло 22 развязки, на 21 из них работы уже завершены.

В частности, закончилась реконструкция на развязках с Ленинградским шоссе, Волгоградским и Мичуринским проспектами, проспектом Маршала Жукова, улицей Подольских Курсантов, в районе Молодогвардейской улицы, с Можайским, Каширским и Дмитровским шоссе, Профсоюзной улицей, Ленинским и Рязанским проспектами, Бесединским шоссе, улицами Генерала Дорохова и Липецкой, на 40-м километре МКАД, с Волоколамским и Осташковским шоссе. Также работы завершены на Бусиновской и Косинской развязках. Большинство объектов реконструировали с участием специалистов «Мосинжпроекта».

Реконструкция клеверных развязок на МКАД

Развязки клеверного типа строились на МКАД в 1990-х годах, когда поток транспорта на кольцевой автодороге был небольшой. В 2000-х количество машин в городе выросло в разы и «клеверные листы» перестали справляться с нагрузкой. Такие развязки имеют свойство самозапираться: когда блокируется один въезд, практически сразу же встают остальные.

В 2011 году началась масштабная реконструкция развязок на МКАД. Вместо нерезультативных «клеверов» возводят многоуровневые развязки с направленными съездами – эстакадами и тоннелями. Они эффективнее справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков. После реконструкции пропускная способность развязки увеличивается до 30%.

Назад

С 2011 года в столице реконструировали 21 развязку клеверного типа.

Помимо реконструкции самих развязок и вылетных магистралей, правительство Москвы проводит комплексные мероприятия по развитию прилегающей улично-дорожной сети и расширению проезжей части МКАД за счет строительства боковых проездов и переходно-скоростных полос.

Назад

Сейчас реконструируют 22-ю развязку на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе. После ее обновления масштабный проект будет завершен.

Также планируется реконструкция развязки с Щёлковским шоссе. Сейчас ожидается решение от федеральных структур по реконструкции этой магистрали за МКАД, чтобы увязать оба проекта.

Назад

Также идет реконструкция участков МКАД – строятся переходно-скоростные полосы, боковые проезды и развязки на пересечении с магистральными улицами и улицами районного значения.

Кроме того, ведется работа по закрытию несанкционированных съездов на МКАД. Рабочая группа по оценке градостроительной деятельности обследовала 298 съездов с кольцевой, в основном они ведут к объектам торговли. Часть из них эксперты признали небезопасными, потому что они примыкают к МКАД «под углом 90 градусов» и не оборудованы нормативными разгонными полосами. 

Назад

На месте старых «клеверных» развязок появились современные направленные съезды – эстакады и тоннели, которые эффективнее справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков. После реконструкции пропускная способность развязки увеличивается до 30%.

Общая протяженность дорог, построенных по программе реконструкции развязок на МКАД, превысила 180 км.

Двадцать первая развязка стала одной из крупнейших

20 марта 2024 года завершились основные работы на 21-й по счету развязке – на пересечении с улицей Верхние Поля. Небольшое искусственное сооружение с низкой пропускной способностью заменили полноценной развязкой с направленными съездами, ведущими на Южную рокаду, Новоегорьевское шоссе и к крупнейшим торговым комплексам «Садовод» и «Мега».

Реконструкция стартовала в 2021 году и стала одной из самых масштабных. Здесь построили 15,8 км дорог, включая восемь искусственных сооружений.

«Все восемь основных искусственных сооружений – эстакады, путепроводы – построены. Это, конечно, значительно улучшит движение на юго-востоке МКАД, на одном из самых загруженных участков. Ну и население близлежащих районов Подмосковья и Москвы – а это более 600 тысяч человек – тоже почувствует улучшение транспортного движения на этом участке. Поздравляю москвичей!» – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Открыли две эстакады-съезда с внешней стороны МКАД на улицу Верхние Поля в сторону центра и с внутренней стороны МКАД на боковой проезд в сторону Новоегорьевского шоссе и к ТЦ «Мега».

Запущено движение по съезду с внутренней стороны МКАД на улицу Верхние Поля в сторону центра, боковому проезду вдоль внешней стороны МКАД со съездом на Новоегорьевское шоссе. Выполнена реконструкция прямого хода МКАД длиной 194 м.

До конца 2024 года планируется завершить строительство путепровода через пути грузовой ветки МЖД вдоль внешней стороны МКАД, эстакаду-съезд с внешней стороны МКАД к торговому комплексу «Садовод», съезды с внутренней стороны МКАД и улицы Верхние Поля при движении в центр к торговому комплексу «Садовод».

Для пешеходов построят три внеуличных перехода: подземный – в районе ТЦ «Мега» и два надземных – в районе ТК «Садовод» и от ТЦ «Мега» к ТК «Садовод».

После обновления пропускная способность развязки возросла примерно в полтора раза – теперь в часы пик машины могут проезжать по съездам в несколько раз быстрее. Значительно улучшилась транспортная доступность московских районов Капотня, Люблино, Марьино, а также подмосковных городов Дзержинский и Котельники, в которых проживает свыше 600 тыс. человек.

Развязка значима также тем, что служит конечным звеном еще одного транспортного мегапроекта – Южной рокады, которую планируется запустить в этом году. Генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства ряда участков магистрали является АО «Мосинжпроект».

«Южная рокада соединила крупные автомобильные магистрали столицы – МКАД, Кутузовский, Мичуринский проспекты, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

Последний «клевер»

Продолжается реконструкция последней, 22-й, развязки – на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе. По проекту здесь строят и реконструируют 5,4 км дорог, в том числе два путепровода.

Открытие развязки улучшит транспортную доступность районов Лианозово, Бибирево, а также городского округа Мытищи Московской области, где проживает примерно 500 тыс. человек.

«Значительно увеличится пропускная способность МКАД, Алтуфьевского и Липкинского шоссе за счет перераспределения автомобильных потоков и реорганизации проблемных зон, в которых ранее образовывались заторы», – пояснил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

Грузовики ушли с МКАД

Модернизация МКАД стала одним из приоритетов транспортной программы столицы, а по объему и сложности работ ее сравнивают с Московским скоростным диаметром (МСД).

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, за последние пять лет средняя скорость движения на МКАД выросла на 6% – с 48 до 51 км в час.

«И это совсем не мало, особенно с учетом того, что рост средней скорости в основном происходит за счет сокращения длительности и интенсивности заторов на проблемных участках МКАД», – отметил Сергей Собянин.

Также были приняты меры организационного характера. Изначально МКАД проектировали и строили для грузовиков, однако магистраль стала внутригородской, поэтому единственным верным решением было ограничить движение по ней транзитных грузовых машин.

Благодаря этому количество таких автомобилей сократилось на 21%. «Нам говорили, что это вызовет «паралич» доставки грузов чуть ли не по всей стране. Но ничего подобного и близко не произошло», – отметил мэр Москвы.

Практически с момента строительства проблемой МКАД стало отсутствие разумной альтернативы. После открытия Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) туда сразу же ушло около 50 тысяч транзитных грузовиков в сутки.

Еще одна альтернатива – Московский скоростной диаметр. Он принял 10–15% трафика с прилегающих участков МКАД.

Увеличить пропускную способность и безопасность движения помогают дополнительное освещение в темное время суток (установлено более 130 опор), табло с рекомендациями и предупреждениями (установлено 34 табло, в том числе с оперативной информацией об авариях и дорожных работах).

«Именно МКАД лидирует в Москве по плотности камер видеоаналитики (не путать с обычными камерами фиксации нарушений ПДД) – 770 умных устройств выявляют до 13 типов инцидентов. К примеру, на дороге находится человек или посторонние предметы, машина остановилась на полосе движения или случилось возгорание. Информация моментально передается в ситуационный центр ЦОДД для принятия решения: направить дорожный патруль или вызвать экстренные службы», – рассказал Сергей Собянин.

Самым оперативным и экономичным способом увеличения пропускной способности мэр Москвы назвал переразметку проезжей части с учетом реально складывающейся ситуации. За счет небольшого сужения технических полос удается увеличить количество основных, при этом их ширина не меняется.

Например, из-за перехода семи полос в пять регулярно в часы пик образовывался затор с обеих сторон МКАД в районе Лермонтовского проспекта. Путем переразметки расширили это «бутылочное горло», добавив шестую полосу. Раньше этот участок пропускал 124,7 тыс. машин в сутки, теперь – на 900 больше. Вроде немного, но движение стало ощутимо быстрее и безопаснее.

«Модернизация МКАД – хороший пример того, как даже самую неразрешимую проблему можно решить, если действовать последовательно, разумно и не бояться принимать сложные решения», – подчеркнул Сергей Собянин.

Строительство дорог в Москве

просмотров: 262

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.