Календарь

Январь 2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:44, 14.03.2024

Бережный подход к Дому Мельникова: как реставрируют памятник архитектуры модерна

Дом архитектора Константина Мельникова в центре Москвы закрыт на реставрацию. Объект сложный, поэтому только бережная реставрация поможет сохранить уникальные решения, применяемые при его строительстве.

Долгая история

Константин Мельников известен не только в России, но и в мире. В Москве он разработал планировку Парка имени Горького, проектировал Дом культуры имени Русакова и многое другое.

Строительство его экспериментального дома и памятника авангардной модернистской архитектуры завершилось в 1929 году. Константин Мельников разместил в уникальном здании и жилые помещения, и свою мастерскую.

Интересно, что идея частного дома для одной семьи была чужда молодому и крепнущему Советскому государству, но архитектору позволили спроектировать и построить уникальное сооружение как эксперимент – впоследствии планировалось разработать на его основе типовое жилье для рабочих. Проект в итоге не был воплощен, но Константин Мельников со своей семьей остался жить и работать в уникальном здании.

Его семья оставалась здесь вплоть до 2014 года. Тогда здание освободили и признали Государственным музеем Константина и Виктора Мельниковых, отдав под управление Государственному научно-исследовательскому музею архитектуры имени А.В. Щусева.

Жильцы дома ранее регулярно что-то ремонтировали и переделывали в нем, а идея реставрации возникла еще в 1982 году, после чего начались работы под эгидой института Спецпроектреставрация.

В 1993 году их остановили из-за отсутствия финансирования. Кроме того, в 1990-е годы в этом районе шло активное строительство, которое негативно повлияло на состояние памятника, тогда еще местного значения (сейчас – федерального).

Новая застройка привела к тому, что по зданию пошли трещины. В 1996 году начали масштабную реставрацию, но ее провели некачественно. Например, рабочие в некоторых случаях игнорировали историческую ценность здания и поступали так, как считали нужным. Недоделки исправляли вплоть до 2000 года, но даже это не защитило строение от дальнейшего ветшания.

В 2014 году опасения из-за возможной потери памятника привели к повышению его статуса до федерального значения и созданию полноценного музея. Дому, наконец, уделили должное внимание.

В 2017-2019 годах специалисты провели масштабное и сложное научное обследование: на средства, пожертвованные группой компаний ПИК, изучили участок, а благодаря гранту благотворительного Фонда Гетти (Getty Foundation, США), полученному по программе сохранения памятников ХХ века Keeping It Modern, обследовали все конструкции, материалы и инженерные сети.

В исследовании участвовали эксперты из России, Финляндии, Нидерландов, Испании и Франции. Им удалось уточнить многие конструктивные детали дома и даже обнаружить ранее неизвестные решения, установить составы отделочных материалов, многие из которых разработал лично Мельников.

Исследование показало, что для сохранения дома потребуется соблюдать особые условия: например, строгие ограничения по общему весу посетителей музея, поддержание определенных уровней температуры и влажности.

В 2021-2023 годах архитекторы-реставраторы бюро «Рождественка» под руководством Наринэ Тютчевой разработали концепцию и эскизный проект реставрации. В течение нескольких лет специалисты изучали колоссальный архив Константина Мельникова, которые его потомки сохраняли в течение десятилетий: подробные записи, заметки, фотографии, чертежи и даже дневники.

На основе огромного массива данных разработали 3D-модель здания, исследовали все детали его конструкции, типы дефектов. Кроме того, сохранилось большое количество документации и отчетов о многочисленных обследованиях состояния дома и прилегающей территории.

28 ноября 2023 года Мосгорнаследие окончательно утвердило проект реставрации в 40 томах, и уже в декабре начались работы. А ровно за год до этого из дома в специальный депозитарий вывезли 25 тыс. предметов интерьера: мебель, живопись, графику и др.

«Мы хотим, чтобы Дом Мельникова стал образцом того, как надо подходить к реставрации подобного рода объекта. Таких зданий не много не то, что в России, но и во всем мире. Было принято решение, что главный принцип реставрации – это транспарентность, прозрачность и открытость. Мы привлекли всех критиков, которые в течение последних девяти лет ругали нас. На самом деле мы все преследуем одну цель – спасти памятник. Он не станет массово проходимым никогда. Наша задача – сохранить максимальное количество подлинных элементов конструкции, сохранить подлинный Дом вместе со всеми его составляющими», – пояснила директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачёва.

Именно критики и составили большую часть Наблюдательного совета, который все заинтересованные в сохранении памятника собрали специально для контроля за реставрационными работами. Туда вошли также потомки Константина Мельникова.

В целости и сохранности

«Одно из самых необычных строений в столице – два вертикальных цилиндра разной высоты, встроенные друг в друга, – называют лучшим творением мастера. Реставраторы вернут памятнику исторический облик. Будут устранены трещины и заново покрашены фасады. Приведут в порядок кровлю, перестелют полы, отреставрируют лестницы и витражи», – так прокомментировал начало работ мэр Москвы Сергей Собянин.

Действительно, проект предполагает скрупулезное повторение аутентичных составов и технологий, которые применял при проектировании и строительстве сам Константин Мельников. Некоторые использованные им материалы или решения до сих пор неизвестны, и их загадки еще предстоит разгадать специалистам. Это касается и краски, и штукатурки, и кирпичной кладки, и многих других конструктивных решений.

«Мы будем дополнительно изучать и проводить разные исследования и эксперименты. Это касается, в частности, спальни – лаборатории сна. В дневниках Константина Степановича мы нашли состав – рецепт штукатурки с мраморной крошкой, которой изначально была покрыта эта спальня. Попытаемся методом экспериментов посмотреть, сможем ли восстановить изначальное покрытие», – рассказала о готовящихся работах руководитель архитектурного бюро «Рождественка» (автор проекта реставрации дома Мельникова) Наринэ Тютчева.

Она уверена, что Дом таит еще немало сюрпризов. По ее словам, сохранение культурного наследия – это в большей степени научная работа, связанная с исследованиями, изучением объекта, а не с непосредственно строительными работами.

Сейчас все обнаруженные дефекты и проблемы разделены на две группы. Первая относится к «генетическим», то есть связанным с экспериментальной природой конструктивных решений. Их можно устранить на некоторое время, но в будущем они вновь неизбежно проявятся.

Вторая группа – технологические дефекты, которые удастся исправить надолго. Они возникли из-за несоблюдения технологий во время предыдущих ремонтов и реставрации 1990-х годов. Это, например, отслоения и трещины в отделочных слоях на фасадах из-за разных типов штукатурки, использованных в разные годы.

Так сложились принципы бережной реставрации дома Мельникова, утвержденные Наблюдательным советом: максимально возможный отказ от вмешательства в конструктив здания, консервация как сохранение, а не воссоздание с утратой подлинности, аутентичность материалов, отделки, применяемых методов и дизайна.

Реставрация начнется с окна-витрины и 63 шестиугольных окон, затем работы охватят фасады и кровлю. Следующим этапом станет обновление трех этажей и подвала, а после специалисты воссоздадут исторический сад.

Систему наружного водоотведения, отливы, отмостку, кровлю большого и малого цилиндров приведут в порядок. Окна очистят от поздних слоев краски до древесины, рамы обработают специальными составами, а треснувшие стекла заменят.

В интерьерах дома отреставрируют штукатурку стен и перегородок, отремонтируют и укрепят стропильные и чердачные конструкции, приведут в порядок лестницы и витражи. Цветовую гамму дома сохранят такой же, какой ее задумывал в своих проектах Константин Мельников.

«Гений нашего времени»: работы Константина Мельникова

просмотров: 184
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения