Три новые линии метро и 48 станций рельсового каркаса откроются в столице до 2030 года, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, передает портал mos.ru.
Он отметил, что в конце прошлого года была поставлена задача разработать базовые отраслевые программы развития Москвы до 2030 года, а по некоторым отраслям – и на более далекую перспективу.
«Начнем с модернизации и развития транспортной системы Москвы до 2030 года. Наиболее амбициозная программа, которую предстоит реализовать в ближайшие годы. Наша цель – сделать одну из лучших транспортных систем в мире основой для развития лучшего города Земли», – написал Сергей Собянин в своем блоге.
В 2010 году правительство Москвы поставило цель предотвратить транспортный коллапс и решить накопившиеся проблемы максимально быстро. Работа началась по всем направлениям одновременно. За основу специалисты взяли развитие рельсового транспорта – метро и интеграцию железных дорог в городскую инфраструктуру. Параллельно велась работа по расширению узких мест на дорогах и новому дорожному строительству.
В начале 2000-х столичное метро было перегружено. Из-за скопления людей в поездах на станциях пассажиры не могли зайти в первый прибывающий состав, это удавалось сделать только со второй или третьей попытки. Один рабочий день каждый месяц, то есть 20 минут ежедневно, тратил москвич, стоя в очереди в кассу. Сейчас же Москва – на первом месте по темпам развития рельсового каркаса в Европе. В результате беспрецедентных по объему работ вместо 182 станций метро в городе работает уже 430 станций метро, Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД). Благодаря строительству новых линий в метро не осталось перегруженных перегонов.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #5
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда
- стоимость проезда как в метро и МЦК
- бесплатные пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут
Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». 9 сентября запустили МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».
![](https://stroi.mos.ru/uploads/cache/gallery_media_full/gallery_media/0002/68/2d6e629f5eb8a3ca3921005114d368ec9865488c.jpeg)
Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/media/gallery_media/0002/04/bdfa3aa8322bc6b83a3e7cba53d21645aef37a1a.jpeg)
Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50%, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Хронические дорожные заторы ранее были головной болью всех горожан. Сегодня дороги Москвы – самые безопасные в России и одни из самых безопасных в мире.
«Московский транспорт преобразился, на него равняются другие мегаполисы. Неважно, каким транспортом пользоваться, в среднем москвичи сегодня экономят до семи дней в год на поездках от МКАД до центра и обратно на городском транспорте. А сами поездки стали намного комфортнее и безопаснее. Думаю, практически каждый москвич заметил разницу между тем, что было и как стало. Однако оставаться на месте будет крайне неправильно. Ведь и смысл транспорта – это движение, постоянное развитие», – уточнил Собянин.
Население Москвы продолжает расти. Сейчас в столице проживает 13 млн человек, а к 2030 году, по прогнозам, это число достигнет 14 млн. К этому можно добавить еще 9 млн жителей Подмосковья. Итого всего через шесть-семь лет в Московской агломерации будут проживать примерно 23 млн человек. Рост населения – необходимое условие для развития, но вместе с ним будет расти и нагрузка на транспортную систему.
В отличие от прошлых лет, сейчас большинство рабочих мест создается не в центре, а ближе к жилым районам. Расширяются гибкая занятость и удаленный формат работы. В результате снижается маятниковая миграция, которая на протяжении десятилетий была главной проблемой транспортной системы Москвы.
Однако людям, чтобы жить полной жизнью, нужно общаться друг с другом. Неслучайно пассажиры так быстро вернулись в городской транспорт по окончании пандемии. Чтобы транспортная ситуация продолжала улучшаться, ее развитие должно опережать рост населения и экономики Московской агломерации.
У столицы огромные планы по всем направлениям. Вырастет сеть рельсового каркаса, а Москва примет самое активное участие в работе над крупными инфраструктурными проектами федерального значения, среди которых – высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург и развитие Центрального транспортного узла.
В числе приоритетных задач – постоянно повышать комфорт пассажиров. Поэтому в Москве продолжится обновление подвижного состава. Будет развиваться сеть московских городских вокзалов, и пассажиры всего за несколько минут смогут сделать пересадку между разными видами транспорта.
Ведется работа по повышению пешеходной доступности новых жилых кварталов, чтобы создать быстрые маршруты напрямую к станциям от них. Город будет больше использовать современные технологии в транспортной сфере, в том числе для развития беспилотного трамвая.
При разработке программы транспортного развития специалисты опирались на мнение москвичей. Более 90% позитивно оценивают преобразования в транспортной сфере города за последние 10 лет. Жители Москвы довольны улучшениями, особенно отмечают развитие метро и появление новых видов транспорта: электробусов, МЦД и МЦК.
По мнению москвичей, будущее – за электротранспортом, а из новых видов транспорта появится беспилотный.
Среди ключевых направлений – развитие рельсового каркаса: метро, МЦД и городского трамвая. Продолжатся проекты, начатые в прошлые годы, но их территория расширяется. Если сначала город развивал рельсовый транспорт в границах Москвы, то затем проект охватил ближайшее Подмосковье, в итоге сейчас работают четыре Московских центральных диаметра.
В 2024-2030 годах пройдет развитие рельсового каркаса всего Центрального транспортного узла (Москва, Московская область и близлежащие регионы), а также о создание сети высокоскоростных магистралей.
В Москве до 2030 года будут открыты три новые линии метро (Троицкая, Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская) и 48 станций рельсового каркаса: 39 новых станций метро и девять новых и реконструированных станций МЦД.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #3
Троицкая линия метро
В Москве строится новая радиальная линия метро – Троицкая. На ней будет 17 станций, а ее длина составит 43 км. Ветка пройдет от станции «ЗИЛ» и дойдет до Новой Москвы. Это будет один из самых протяженных радиусов московского метро и самым большим за МКАД.
Запуск этой линии положительно скажется и на дорожной сети в районах, примыкающих к новым станциям метро: сократится путь между центральными и юго-западными районами Москвы и территориями Новомосковского и Троицкого округов.
Назад
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. До 2025 года планируется запустить участок от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». Здесь будет 11 станций:
Затем линию продлят до Троицка, построив еще шесть станций:
В июне 2023 года была утверждена планировка отрезка линии «Коммунарка» – «Кедровая» длиной 9,3 км.
В октябре 2023 года мэр Сергей Собянин сообщил об утверждении планировки финишного участка новой ветки длиной 5,9 км. В его составе запланированы две станции.
Максимальная интенсивность движения на линии составит до 36 пар поездов в час с интервалами до 1,5 минут.
В первые годы эксплуатации обслуживать поезда новой линии будет электродепо «Столбово». На 2028-2029 годы запланировано завершение строительства депо «Троицкое» («Летово»).
Подробнее о размещении станций Троицкой ветки читайте в нашем разделе.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/cache/gallery_media_full/gallery_media/0002/71/83d07f7f819d2e85eb8ebac9d9f25ef4fde34502.jpeg)
Назад
Троицкая линия снизит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской, а также Бутовскую линию метрополитена и позволит сократить интенсивность движения транспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что в свою очередь улучшит экологическую ситуацию.
Так, Сокольническая линия метро разгрузится до 20%, Калужско-Рижская и Бутовская линии – до 15%. На Калужском шоссе и Ленинском проспекте станет до 5% свободнее.
В зоне притяжения будущей Троицкой линии проживают более 1,5 млн человек, свыше 850 тыс. – в пешей доступности от будущих станций. При этом благодаря строительству новой недвижимости число жителей будет расти.
Также открытие метро стимулирует создание десятков тысяч новых рабочих мест.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/cache/gallery_media_full/gallery_media/0002/69/193ee64a37fbdb4bd8b721914eeff82ab4d05190.jpeg)
Назад
Будет принято решение о включении в тарифную систему московского транспорта Ярославского и Павелецкого направлений МЖД – всего 39 станций. В результате билетная система московского транспорта охватит все пригородные направления. Это позволит пассажирам принимать решение о своем маршруте исходя из времени и удобства, а не стоимости поездок.
К 2030 году тактовое движение поездов будет организовано на всех участках Центрального транспортного узла. Поезда, связывающие Москву с областными центрами и крупнейшими городами Центральной России, станут ходить в шесть раз чаще.
В результате реконструкции и модернизации 125 станций МЦД и МЦК будут соответствовать стандарту московского городского вокзала.
Совместно с правительством России, ОАО «Российские железные дороги», Сбером и администрациями регионов планируется реализация проекта ВСМ-1 Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург. Таким образом, время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится с четырех часов пяти минут до двух часов 15 минут.
«Результатом реализации этой программы будет новая транспортная реальность для 31 миллиона человек, жителей Москвы и всей Центральной России, 8,8 млн человек жителей Северо-Западного транспортного узла, а также максимально тесная интеграция Москвы и Санкт-Петербурга, двух крупнейших городов нашей страны», – заключил Собянин.
ВСМ сократит время в пути от Москвы до Петербурга