Метрополитен – сложный технический комплекс, который требует постоянного ремонта и обслуживания поездов. В Москве для этого строятся и реконструируются электродепо – сейчас их насчитывается 22.
24 января мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства нового электродепо «Южное» для Замоскворецкой линии метро.
Цитата
«Строительство ведется на стыке с действующим вагоноремонтным заводом «Братеево». В целом они образуют крупнейший в России комплекс по эксплуатации вагонов метро. После ввода депо мы в течение четырех лет заменим подвижной состав», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Замоскворецкая линия метро – одна из старейших и самых популярных в столичной подземке. 16 из 24 станций зеленой ветки имеют пересадки на другие линии метро, Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД).
Со времени открытия Замоскворецкой линии, с сентября 1938 года и по 2021 год, ее поезда обслуживали электродепо «Сокол» и «Замоскворецкое» (с 1969 по 2021 год) и «Братеево» (с 2014 года). Ежедневно они выпускали на линии около 80 составов.
Однако 2021 году электродепо «Замоскворецкое» переключили на обслуживание подвижного состава Большой кольцевой линии метро, сейчас оно работает только для нужд БКЛ. В связи с этим в 2020 году на юге города, рядом с действующим депо «Братеево», началось строительство электродепо «Южное». Работы планируется завершить в 2024 году.
Депо «Южное» возьмет на себя обслуживание Замоскворецкой линии, включая поезда новых серий «Москва-2020» и «Москва-2024», они начнут поступать уже в этом году. В ближайшие годы подвижной состав обновят полностью. Поездки станут комфортнее для 900 тыс. пассажиров, каждый день пользующихся зеленой веткой.
Мощностей действующего депо «Братеево» достаточно, чтобы ремонтировать весь подвижной состав Замоскворецкой линии и даже с других веток метро. Всего – до 850 вагонов в год, 8,5 тыс. колес и более 6,4 тыс. двигателей, что составляет рекорд для нашей страны.
Вагоноремонтный комплекс «Братеево» станет крупнейшим и наиболее современным из всех в столице, с высоким уровнем автоматизации – конвейером для перемещения колесных пар, электрическими тележками, станками числового программного управления.
По своим масштабам новый комплекс, состоящий из депо «Южное» и вагоноремонтного завода «Братеево», превзойдет нынешнего рекордсмена – крупнейшее в России электродепо «Митино». После ввода «Южного» начнется второй этап реконструкции депо «Сокол».
В новом депо «Южное» на территории 13,6 га появятся 46 зданий и сооружений общей площадью 78,5 тыс. кв. м, в том числе отстойно-ремонтный корпус, мотодепо, пост электрической централизации и др.
Развернутая длина путей депо «Южное» составит около 6,2 км, что сопоставимо с перегоном между станциями «Крылатское» и «Строгино» – самым протяженным в столичной подземке.
Вместе с современными вагонами в депо «Южное» придет сервисная компания завода-производителя, она будет обслуживать подвижной состав по контракту жизненного цикла в течение 30 лет эксплуатации.
Для персонала обустроят столовую на 160 мест, комнаты отдыха локомотивных бригад, спортивный, тренажерный и актовый залы, создадут медицинскую службу.
Цитата
«Электродепо «Южное» оснащено компрессорной станцией, собранной в Дмитрове. В Москве и Самаре была изготовлена примененная на транспортном предприятии кабельно-проводниковая продукция. Электротехнические изделия произведены в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рязани и Екатеринбурге», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
По словам заммэра, подъемно-транспортное и крановое оборудование сделано на предприятиях столицы, а также Екатеринбурга и подмосковного Краснознаменска. Заводы, поставляющие механизмы очистных сооружений, дренажные и канализационные насосные станции, находятся в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Твери.
Подвижной состав столичной подземки насчитывает около 6,5 тыс. вагонов разных моделей. В электродепо Москвы работают 14,4 тыс. человек, из них свыше 5 тыс. машинистов. Без строительства электродепо невозможно и открытие новых линий – они так же важны, как сами станции и тоннели.
По программе развития Московского метро с 2011 года построили или реконструировали 12 электродепо:
- семь новых – «Аминьевское», «Братеево», «Лихоборы», «Митино», «Нижегородское», «Руднево» и «Солнцево» – они обслуживают поезда на шести линиях (125 станций), и оснащены оборудованием для обеспечения эксплуатационного и технического обслуживания, периодических и внеплановых ремонтов вагонов;
- пять обновленных – «Владыкино», «Выхино», «Печатники», «Планерное» и «Сокол».
В 2024 году построят электродепо «Южное» Замоскворецкой линии и «Столбово» Сокольнической линии. Еще три откроют к 2030 году: депо «Ильинское» Рублёво-Архангельской линии, а также «Бирюлёвское» и «Троицкое» для одноименных линий.
Электродепо для поездов метро