Создание Большой кольцевой линии – один из главных проектов столичного метростроения. Длина БКЛ составляет 70 км, на ней расположена 31 станция,
28 из которых построены с нуля и три реконструированы. Большое кольцо связывает существующие и перспективные линии Московского метрополитена.
За время его строительства были применены уникальные технологии и даже поставлен рекорд.
Старт движению по всей Большой кольцевой линии 1 марта 2023 года дал президент России Владимир Путин по видеосвязи. Мэр Москвы Сергей Собянин лично принял участие в церемонии на станции метро «Сокольники».
«Без Большого кольца уже невозможно представить себе Москву. Кажется, что БКЛ была всегда. Но это не так, для ее сооружения потребовалось 10 лет упорной работы», – рассказал мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге.
При строительстве Большой кольцевой линии применили множество нестандартных решений. Так, на БКЛ есть как однопутные, так и двухпутные тоннели.
«При строительстве Большой кольцевой линии Московского метрополитена установлен национальный рекорд. Под руководством инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» было проложено 11 568 метров двухпутных тоннелей. Результат работы метростроителей по тоннелепроходке на БКЛ официально зафиксирован в Книге рекордов России», – сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
По его словам, за этим достижением стоит труд сотрудников холдинга, его дочерних и подрядных организаций, усилиями которых было пройдено свыше 11,5 км тоннелей на восьми двухпутных отрезках БКЛ.
По результатам заседания Отдела экспертиз Редколлегией Книги рекордов России 19 октября 2023 года было принято решение о признании заявки официальным рекордом Книги рекордов России. Официальный диплом, подтверждающий факт занесения достижения в Книгу рекордов России, был вручен руководству холдинга.
При их строительстве были использованы четыре тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК) диаметром 10 метров: «Лилия», «Виктория», «Надежда» и «Победа».
«Большое кольцо метро изменило транспортную систему Москвы, обеспечив горожан новыми удобными маршрутами. Реализация колоссального инфраструктурного проекта потребовала огромного труда столичных метростроителей, широкие компетенции которых позволили использовать передовые технологии и оборудование. Достижения и результат работы создателей БКЛ уже получили серьезное признание на общероссийском уровне и удостоены наград ряда престижных конкурсов. Фиксация национального рекорда по тоннелепроходке на БКЛ еще одно подтверждение масштаба и сложности этого проекта», – отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
Назад
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Применение 10-метровых ТПМК для проходки тоннелей метро позволяет сэкономить время и ресурсы: двухпутные тоннели не требуют строительства притоннельных и других сопутствующих сооружений.
На БКЛ более двух километров тоннелей пройдено под крупными водными объектами с помощью 10-метровых щитов-гигантов. Проходка под водными объектами сопряжена с рядом технических сложностей, в том числе с невозможностью выполнения устройства котлована для ремонта ТПМК или замены режущего инструмента, а также требует от строителей высокого профессионализма.
Самые протяженные перегоны подводных тоннелей на БКЛ были пройдены на его восточном участке – между станциями «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон» и «Печатники».
Квартет: «Лилия», «Виктория» «Надежда» и «Победа»
ТПМК «Лилия» – первый щит-гигант, примененный на проходке двухпутных тоннелей в Москве на Некрасовской линии.
На БКЛ он тоже стал первым и... последним. Именно «Лилия» прошла первый двухпутный тоннель на БКЛ длиной 937,8 метра на перегоне «Мнёвники» – «Терехово» и завершила проходку заключительного тоннеля на БКЛ длиной 1226 метров на перегоне «Нагатинский Затон» – «Кленовый бульвар».
Также «Лилия» построила тоннель между станциями «Терехово» – «Кунцевская». Маршрут «Лилии» проходил под Мнёвниковской поймой, руслом Москвы-реки, Рублёвским шоссе, действующими станциями метро «Кунцевская» Арбатско-Покровской и Филёвской линий, а также Нагатинским затоном.
«При строительстве двухпутного тоннеля протяженностью свыше 2,2 км между станциями «Терехово» и «Кунцевская» экипажем комплекса «Лилия» была достигнута рекордная скорость проходки – 500 погонных метров в месяц», – отметил Юрий Кравцов.
ТПМК «Виктория» построил тоннели между станциями «Текстильщики» – «Печатники» – «Нагатинский Затон». Проходка велась в сильно обводненных грунтах – под коллектором реки Нищенки и руслом Москвы-реки. Также «Виктории» пришлось пройти под путями МЦД-2, станцией метро «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии и вдоль улицы Гурьянова.
При сборке щита «Виктория» на станции «Текстильщики» применили уникальную для московской подземки технологию – головную часть щита весом 870 тонн опустили в котлован целиком с помощью большой портальной системы. Эта система приподнимает щит и перемещается вместе с грузом по рельсошпальной решетке до монтажно-щитовой камеры.
Щит-гигант «Надежда» проложил тоннели на участках «Кунцевская» – «Давыдково» и от «Давыдково» до переходной камеры за станцией метро «Аминьевская». Проходка шла под железнодорожными путями МЦД-1, поймой реки Сетуни, Аминьевским шоссе и торговым центром «Квартал WEST».
«Надежда» отличилась тем, что проходка велась с опережением графика, при этом через станцию «Давыдково» щит протаскивали без разбора по лотку станции.
ТМПК «Победа» проложил тоннель от «Кленового бульвара» до переходной площадки за станцией «Кленовый бульвар». Проходка велась под территорией парка-заповедника «Коломенское», а также в зоне влияния на действующие тоннели Замоскворецкой линии метрополитена.
Щит «Победа» был создан по техническому заданию «Мосинжпроекта» и доставлен в Москву из Китая. В ТПМК установлена современная конструкция ротора с увеличенными породоприемными окнами, что облегчало проходку в песчаных и глиняных грунтах, а также усилен режущий инструмент для уменьшения износа и увеличено число каналов пеногенерации для смягчения грунта.
День тоннельщика отмечают 4 декабря