Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:00, 19.10.2023

Надзор – ключ к качеству

Стройка — процесс многогранный. Тысячи участников, сотни единиц техники. Без должного контроля сложно быть уверенным, что реальный объект соответствует проектному решению, а качество стройматериалов — заявленным характеристикам. О надзоре за возведением городских объектов, экспертных исследованиях, цифровизации и работе с гражданами рассказал председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.

Игорь Михайлович, ранее в Правительстве Москвы сообщили, что годовой план по строительству недвижимости в столице выполнен досрочно: построено и введено в эксплуатацию 396 различных объектов общей площадью свыше 9 миллионов квадратных метров. С чем связан такой бурный рост?

Как уточнял заместитель Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, ежегодный ориентир по возведению объектов недвижимости в городе составляет 8,5 миллиона квадратных метров. К сентябрю 2023 года он был перевыполнен на 500 тысяч «квадратов». Среди введенных объектов — 191 новостройка общей площадью более 4,1 миллиона квадратных метров, 86 медицинских, образовательных и спортивных объектов общей площадью свыше 800 тысяч «квадратов», а также 84 объекта коммерческой, деловой и производственной инфраструктуры почти на 1,3 миллиона квадратных метров. Кстати, доля девелоперов в общем вводе недвижимости составляет 80% — это говорит о благоприятном столичном инвестиционном климате. По моему мнению, градостроительные программы столицы реализуются планомерно: это касается и проектов создания комфортной городской среды, и активного развития инфраструктуры.

Почему мы видим такой рост? К примеру, некоторые проекты, реализация которых была отложена в 2022 году, активно запускаются в нынешнем. Большую роль сыграли и меры поддержки строительной отрасли, принятые в прошлом году федеральным правительством и руководством города. Они, безусловно, затронули и надзорную деятельность.

Так, в рамках федерального закона № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена оптимизация и сокращение сроков разработки и согласования градостроительной документации. В марте того же года Правительством России было принято постановление №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в соответствии с которым проведение внеплановых выездных проверок в связи с истечением срока предписания возможно лишь в исключительных случаях. В первую очередь, когда нарушения могут причинить вред жизни и здоровью граждан.

Продолжительность выездных проверок сокращена вдвое — с 20 до 10 рабочих дней. Помимо этого, были оптимизированы процедуры оформления разрешительной документации для застройщиков.

Какие знаковые объекты, введенные в городе с начала года, вы могли бы выделить?

Они появились практически в каждом направлении строительной отрасли. Если брать транспортный каркас мегаполиса, то стоит начать с московского метрополитена. Весной состоялся полноценный запуск Большой кольцевой линии, а осенью сразу два ключевых направления столицы пополнились пятью станциями. Солнцевская линия продлена до аэропорта Внуково, ставшим первой в стране воздушной гаванью, имеющей прямую связь с метро, а Люблинско-Дмитровская линия вышла за пределы МКАД на севере.

Не перестает развиваться улично-дорожная сеть — поэтапно открыты южные участки в составе Московского скоростного диаметра (МСД), сдан автомобильный мост через затон Новинки, соединивший набережную Марка Шагала с Южнопортовым районом Москвы. Его возвели в рамках проекта по развитию дорожно-транспортного каркаса на территории бывшего завода имени Лихачева.

Социальная инфраструктура ежемесячно прирастает новыми и реконструируемыми объектами. В их числе — флагманский центр ГКБ №15 им. Филатова, взрослая поликлиника на 750 посещений с травматологическим пунктом в районе Строгино, школа на 1100 мест на Волоколамском шоссе — первое общеобразовательное учебное заведение, построенное на месте бывшего Тушинского аэродрома. В научно-исследовательском кластере МГТУ им. Баумана открылись два корпуса — многофункциональный научно-образовательный и Дворец технологий. Спортивный сектор получил Академию спорта «Динамо» в Петровском парке, футбольное поле с подогревом, трибунами и электронным табло для спортивной школы «Спутник» в Зеленограде, Дворец спорта в Некрасовке с крытым катком, бассейном и экстрим-парком.

Несколько производств было сдано на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Технополис «Москва». Так, на зеленоградской площадке «МИЭТ» в районе Старое Крюково введен в эксплуатацию первый корпус Инновационного центра электроники, а в Крюкове — промышленный комплекс с научным корпусом и производственным цехом для комплектации мебельной фурнитуры. На площадке «Алабушево» в Силино построены четыре объекта. На трех из них будут производить лекарства, а на четвертом — платы для электроники.

В рамках жилищного строительства активно сдаются дома по реновации. Сколько домов уже введено с начала 2023 года?

Тридцать пять домов жилой площадью более 620 тысяч квадратных метров. Суммарно в них построено 10 737 современных квартир. Больше всего реновационного жилья сдано на территории Юго-Восточного административного округа, на втором месте — ВАО. Тройку лидеров замыкает северо-восток столицы. Всего это почти 297 тысяч квадратных метров нового жилья. Отмечу, что при завершении строительства домов по программе качество отделочных работ оценивают инспекторы подведомственного Мосгосстройнадзору ГБУ «ЦЭИИС», поскольку все новостройки для переселения жителей ветхих пятиэтажек сдаются с готовой отделкой по стандартам, утвержденным постановлением Правительства Москвы. Наши коллеги применяют новейшее оборудование, позволяющее испытывать напольные покрытия (плитку и ламинат), спектрометры и газовые хроматографы для санитарноэкологических измерений, и другую современную аппаратуру, активно используемую на реновационных объектах.

ГБУ «ЦЭИИС» проверяет все строящиеся объекты?

Конечно. Ведь для того, чтобы строящиеся здания и сооружения были надежными и функциональными, надо оценивать не только их соответствие проектной документации и следить за соблюдением градостроительных норм и требований по охране труда на стройплощадке, важно исследовать непосредственно сам возводимый объект и качество применяемых материалов на всех этапах строительства. Именно поэтому Центр экспертиз оказывает незаменимую помощь как инспекторам, так и самим строителям.

Специалисты Центра экспертиз по заданию Комитета участвуют примерно в каждой третьей выездной проверке объектов капитального строительства. Сотрудники проводят десятки самых разнообразных испытаний и инструментальных исследований как на объекте (с использованием передвижного оборудования), так и в лабораторных условиях, где анализируются отобранные пробы строительных материалов и конструкций.

Благодаря современному оснащению Центр экспертиз предоставляет в Мосгосстройнадзор исчерпывающую доказательную базу при оформлении результатов проверок. Поскольку ГБУ «ЦЭИИС» является членом Национальной системы аккредитации, то его экспертизы помогают нам при осуществлении административного производства. На основе экспертных заключений о выявленных нарушениях составляются протоколы, которые направляются застройщикам.

С начала года эксперты приняли участие в 1 590 выездных проверках Мосгосстройнадзора, проверили 950 объектов капитального строительства в столице и выявили 5357 несоответствий проектной документации.

Для нас значима каждая городская стройка, но при этом существуют объекты, относящиеся к категории особо опасных и технически сложных. Среди них — московский метрополитен, надзор за его строительством мы осуществляем в рамках переданных федеральных полномочий. Инспекторы тщательно контролируют проведение буровзрывных работ, выполняемых при проходке подземных выработок. Поскольку строительство зачастую ведется под существующей городской застройкой, наши специалисты осуществляют постоянный мониторинг состояния зданий и сооружений в зоне проводимых работ.

Транспортная инфраструктура также находится под контролем вашего ведомства. Какие исследования проводятся экспертами, чтобы подтвердить качество возводимых дорог?

Для инструментального контроля на дорожных объектах наши эксперты активно используют передвижную лабораторию. Благодаря ей исследования технических и эксплуатационных характеристик строящейся дороги осуществляются более оперативно и точно. Датчики и радары, которые мы применяем, автоматически определяют продольный и поперечный уклон трассы, ровность покрытия. Зафиксированные результаты обрабатываются бортовым компьютером и в режиме реального времени сравниваются с параметрами, указанными в проектной документации.

Специальный георадар производит зондирование дорожного полотна на глубину более полутора метров, что позволяет выявить скрытые дефекты в конструктивных слоях автомобильной трассы, а также пустоты и каверны в подстилающих слоях. Кроме того, выявляются инженерные коммуникации, проходящие под дорогой.

Мы берем контрольные пробы с помощью специальной техники, так называемого керноотборника. Полученные пробы проходят тщательное исследование в лаборатории ГБУ «ЦЭИИС». По результатам проведенных испытаний все показатели должны совпадать с заявленными в проекте.

К примеру, коэффициент уплотнения асфальтобетонных слоев и толщина конструктивных слоев дорожной одежды напрямую влияют на то, как долго трасса будет находиться в пригодном для эксплуатации состоянии. Проверка ровности дорожного полотна на прямых участках, градуса уклонов, светотехнических характеристик дорожной разметки необходима для того, чтобы гарантировать безопасность движения автомобилей по новой дороге.

Отдельно проводятся исследования мостов, эстакад и подземных путепроводов. Специалисты отслеживают такие характеристики, как фактический класс использованного при строительстве бетона, расположение армирующего каркаса сооружений, а также наличие дефектов конструкций.

На выездных проверках и осмотрах вы всегда подчеркиваете, что выявленные нарушения устраняются в срок. Какие недочеты чаще всего встречаются при возведении объектов жилого и общественного назначения?

Больше половины всех нарушений относятся к качеству строительных работ. Примерно 20% замечаний инспекторов касаются содержания стройплощадок. Помимо этого, мы фиксируем отступления от проектных решений, несоблюдение требований пожарной безопасности, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических норм. Также в рамках проверок периодически сталкиваемся с отсутствием необходимой документации у представителей застройщика. Участники строительства стараются оперативно устранять все нарушения. А если они несут непосредственную угрозу жизни и здоровью, то подрядчику необходимо уложиться в самые короткие сроки. В том случае, когда требуется внесение изменений в проектную документацию, застройщику может быть предоставлено два-три месяца.

Какой работы больше — профилактических визитов или же все-таки более углубленного надзора за застройщиками?

На протяжении всего прошлого года мы оптимизировали работу с учетом законодательной реформы в сфере контрольно-надзорной деятельности и ряда постановлений Правительства РФ, принятых для снижения административной нагрузки на бизнес. На сегодняшний день можно говорить о том, что мы нашли необходимый баланс между надзором и профилактикой, который позволяет застройщикам успешно реализовывать проекты без ущерба для качества и безопасности строительства. С начала года 2023 года состоялось 4,4 тысячи контрольно-надзорных мероприятий на объектах капитального строительства столицы.

Количество профилактических мероприятий с января текущего года выросло практически в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Всего было организовано 9,5 тысячи мероприятий: состоялось 405 профилактических визитов, мы провели свыше 4,8 тысячи консультаций застройщиков, инспекторы выдали более 4,2 тысячи предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере строительства.

По итогам контрольно-надзорных мероприятий в течение восьми месяцев 2023 года было выдано 2463 предписания об устранении нарушений, вынесено 5517 постановлений об административных правонарушениях, из них о наложении штрафа — 5172 постановления на общую сумму более 983 миллионов рублей. При этом для нас важно не собрать максимальное количество штрафов с застройщиков, а обеспечить стабильно высокий уровень строительства на территории города. Так что за счет реформы контрольно-надзорной деятельности у нас появилась возможность эффективно предотвращать нарушения в рамках профилактики.

Поговорим о цифровизации вашей деятельности: расскажите о работе собственной информационной системы «Разрешения и нарушения».

Москва находится в авангарде внедрения цифровых технологий в строительной отрасли. При этом строительство должно быть в первую очередь безопасным, соответствующим земельному и градостроительному законодательству. Эти вопросы находятся в ведении Мосгосстройнадзора, и их решению помогает собственная интегрированная автоматизированная информационная система «Разрешения и нарушения» («ИАИС РиН»).

В нашей деятельности, как органа исполнительной власти, можно выделить два основных направления: оказание государственных услуг и осуществление государственного строительного надзора. С помощью «ИАИС РиН» Комитет оказывает девять государственных услуг в электронном виде, используя портал госуслуг и сведения базового регистра. Заявители могут подать заявление в онлайн-режиме и получить разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, продлить или внести изменения в разрешения на строительство, уведомить Мосгосстройнадзор о планируемом сносе здания. Общее количество услуг, оказанных с начала года в электронном виде, приближается к пяти тысячам. При этом срок их оказания сокращен до пяти рабочих дней, однако на практике мы уже работаем быстрее.

С использованием информационных систем Комитет также осуществляет государственный строительный надзор и проводит профилактическую работу с застройщиками. Цифровизация процессов позволяет сократить сроки проведения проверок до десяти дней, а инспекционные визиты мы проводим за 1 день, при этом без потерь качества надзора. Выдача заключения о соответствии на практике занимает около трех дней.

Уже сейчас, благодаря взаимодействию с Департаментом градостроительной политики и Центром компетенций Департамента строительства, мы готовы принимать всю исполнительную документацию в электронном виде. Представьте, объем исполнительной документации по некоторым объектам может доходить до 100 тысяч листов, а в материальном выражении это несколько грузовиков. Оцифровка исполнительной документации не только экономит бумагу, но и сокращает время на документооборот, систематизацию и поиск необходимых документов. В настоящее время в рамках процесса импортозамещения мы осуществляем перевод «ИАИС РиН» на отечественную Единую цифровую платформу градостроительной деятельности и планируем завершить этот процесс до конца 2023 года.

Что еще осталось сделать для более эффективного взаимодействия с участниками строительного процесса?

Я вижу перспективы развития цифровизации строительной отрасли в первую очередь в переводе в машиночитаемый формат всей документации. Должна быть достигнута полная интеграция всех информационных систем, используемых в строительстве и проектировании. В этот процесс необходимо вовлекать и организации смежных направлений, среди которых ресурсоснабжающие организации, имущественный блок и другие.

Одновременно с этим не стоит забывать, что не все можно перевести в электронный вид. Например, инструментальный контроль, выездные проверки на объекте строительства, конечно же, останутся «живыми».

Дальнейшее развитие цифровизации в обеспечении безопасности строительства — во внедрении механизмов дистанционного мониторинга с применением камер видеонаблюдения в режиме реального времени. Это поможет более точно отслеживать изменения в статусе строящегося объекта, а также ускорит процесс рассмотрения и обработки информации, содержащейся в обращениях граждан.

Повышению эффективности строительства будет также способствовать применение технологий информационного моделирования. Следующий шаг — размещение выявленных нарушений и сведений об их устранении в составе цифровой модели объекта с привязкой к конкретным конструкциям.

просмотров: 85

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.