Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:29, 16.04.2018

Несколько мгновений Виктора Яичникова

17 марта в Центре изобразительных искусств состоится открытие персональной выставки Виктора Яичникова «Несколько мгновений весны».

Более 70 картин с 1986 по 2017 — этакое спрессованное мгновение одной большой жизни в одном пространстве галереи. Персональная выставка Виктора Яичникова в честь 55-летия. И хотя родился в канун Нового года, выставка о весне.

— Работы будут не обязательно весенние. Главное, чтобы светлые, теплые, уютные, человеческие. Так хронологически получилось. Сейчас середина весны — значит, мгновения весны, — пожимает плечами сам художник. — Чего удалось достичь? Картин около тысячи написано. Есть этакая золотая серия — работ двадцать. Сам не верю, что мои.

Он немногословен, хотя говорим долго. Недосказан, хотя бывает до комка в горле откровенен. Он как его работы, похожие на воспоминания сна или детства, когда все залито светом, когда тепло, когда сквозь ресницы смотришь на лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, и мечтаешь, когда важно именно это самое мгновение.

Поход в искусство
В Астраханское художественное училище Витя Яичников не поступил. В школы искусств не ходил, специально не занимался — нахрапом и умением похоже рисовать одноклассников искусство взять не получилось.

— В этом было какое-то дилетантство, — вспоминает Виктор.

Зато потом учился у лучших преподавателей худграфа Липецкого педа, в том числе у Сорокина. Но первым учителем, человеком, который, по сути, привел его в искусство, стал сосед-пенсионер, не умевший рисовать, но истово любивший живопись.

— Был у меня такой товарищ, Павел Платонович Варакин, 1898 года рождения. Он был копиистом. Потом выяснилось, что рисовать он совсем не умел. Но скрупулезно все перерисовывал. Брал Перова «Охотники на привале» или «Аленушку» Васнецова и делал копию на холсте, при этом не владея ни техникой, ни технологией. Однажды взялся копировать «Витязя на распутье» Васнецова. И говорит мне: давай тоже. Мне натянул небольшой холст, и мы с ним начали параллельно делать копию. Относился он ко мне серьезно. У нас стена между квартирами была тонкая — можно было перестукиваться и перекрикиваться. Однажды стучит: «Витя, я копье у твоего витязя опущу на полдюйма?» Он покупал много книг, читал, потом дарил мне, в том числе те книги, что были связаны с искусством. Я все проглатывал тогда. На меня это такое впечатление производило, что я до сих пор помню запах типографской краски. Вот такие люди, мне кажется, строят судьбу. И у тебя уже выбора никакого нет. Ты заражаешься интересом и все. Так же у меня с Модильяни было. Я его «живьем» увидел на выставке «Россия — Италия». В залах размещались итальянские художники и русские в хронологическом порядке. И там, где были Серов и Коровин, висел Модильяни. Я обернулся, а там — его малоизвестная работа. Я ее раньше не видел — черно-коричневый портрет — у меня прям сердце остановилось, такое невероятное впечатление.

20056595.jpg

Паник
В четыре года Виктор нарисовал своего первого человечка, лихо, не отрывая карандаша от бумаги, с ног, одной линией. И уже больше 50 лет пишет людей.

— Ну, нет. Я последние два года цветы начал еще писать, пейзажи, — говорит и пролистывает телефон, где один портрет сменяет другой: Наполеон с Жозефиной, Александр Сергеевич со своей Наташей, выхваченная из толпы итальянская девочка с африканскими корнями, вот общие липецкие знакомые и еще сотни незнакомых людей. И особые, лучащиеся: автопортрет и портрет жены, серия «Колыбельная» — «Это у нас Паник родился».

— Сын у меня невероятный. Он мой Пьеро. Я его в разных образах писал. Мы сшили ему на Новый год гусарскую форму. Он такой красавчик был. Одна из первых таких вещей у меня — «Ожидание мазурки». Мы с женой в Москву из-за сына уехали. Он собирался поступать. Мы не смогли его одного отпустить. Сын окончил Баумановку. Теперь производит какое-то сервисное оборудование. Он директор, — рассказывает с явной отцовской гордостью. — Внуков пока нет. Если увижу какую-то искорку во внуках, конечно, мне будет интересно нового художника сделать.

И Виктор показывает работы своих учеников. В Москве у него была студия, где собрались соседские дети от 4 до 14 лет.

— Женя в сериале снималась. Вот фигуристка наша. После тренировки бух на колени перед мольбертом — рисовать быстрее. Вот наш «Ашпа». Еще писать не умел, но работы свои аккуратно подписывал. С ребятами было интересно. Девочка шести лет разглядывает мою картину. Спрашиваю: ну как? Заявляет: ничего, глаза бы повыразительнее сделать. Поход в искусство, он не бывает лишним — человек становится более гибким. То, что сейчас в стране культура и образование в загоне — это скажется очень скоро на людях, — задумчиво смотрит в окно.

20169090.jpg

Добрые и хорошие
Интересно, сколько сейчас пробегающих мимо потом переселится в его работы. Соглашается, ему как художнику интересно исследовать «человеков». На вопрос, какие же они, люди, отвечает: — В основном — добрые и хорошие. Как у Александра Башлачева: «Все ходили грязные, оттого сделались похожими, а под дождем оказались разные, большинство — честные, хорошие». В Васильевке, мы туда на лето приезжали, когда Паник родился, деда рисовал. У него такая судьбина! Ребенком он Мамонтову дорогу показывал. Потом войну прошел. Был ранен, контужен. Всю жизнь на костылях. Я когда эту работу на выставком принес, Сорокин не хотел ее брать. Потом на выставке говорит про нее: «Вот так и пиши». Она как бы с натуры и как бы не с натуры. Невозможно в один присест так написать: нужно каждый слой высушивать и по новой набирать. Там и коврик с оленями прорисован. Я для портрета делал подробный рисунок пиджака. Мне так понравилось, что он как бы из него вырос. Ручищи огромадные, натруженные. Всегда стараюсь не свалиться в литературное творчество. Я же не либретто пишу. Для меня важно, чтобы пришли на выставку 10 человек и у них было 10 различных мнений. Тогда значит — есть загадка и недосказанность, с которой следует работать. Есть жизнь.

Выставка «Несколько мгновений весны» пройдет с 17 апреля по 13 мая в Центре изобразительных искусств. Вход свободный.

50802012.jpg

Справка
Виктор Яичников родился в Липецкой области 30 декабря 1962 года. Окончил художественно-графический факультет ЛГПУ. С 2002 года — член Союза художников России. Участник более 20 выставок в России и за рубежом, среди которых шесть персональных, в том числе:

  • 1999 — «Все, что тебе нужно, это — любовь!», галерея «Соло», Липецк
  • 2007 — «Тепло, светло», галерея «Нагорная», Москва
  • 2008 — социальный проект «33», Центр современного искусства, Липецк
  • 2013 — юбилейная выставка, Областной выставочный зал СХ, Липецк
  • 2014 — «Арт-коктейль», Брюгге, Бельгия
  • 2014 — «Reconstruction», Нью-Йорк, США.

Работы хранятся в Липецком областном художественном музее и в частных собраниях России, Германии, Дании, Италии, Китая, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, ЮАР и др.

просмотров: 264

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.