Об этом рассказали сегодня участникам первой экскурсии «Крылатый Липецк».
Промо-тур нового туристического маршрута «Липецк крылатый» провели сегодня. Инициатором его разработки стал педагог-ветеран, автор многочисленных публикаций о летчиках и героических страницах истории Липецкого авиацентра Владимир Меркурьев.
Датой основания липецкой авиации принято считать считать 4 ноября 1918 года, когда на ипподроме у станции Липецк командир «Красной эскадры» Иосиф Башко посадил воздушный корабль «Илья Муромец», а три корабля в разобранном виде доставили по железной дороге. 18 ноября на своем «Муромце» в Липецк прибыл знаменитый российский летчик Глеб Алехнович. Так в Липецк перебазировалась «Красная эскадра» из Нижнего Новгорода.
45 человек встретились на месте, где 17 декабря 1968 года разбился сверхзвуковой бомбардировщик Як-28. Экипаж в составе пилота Сергея Шерстобитова и штурмана Леонтия Кривенкова выполнял тренировочный полет. Неожиданно у самолета загорелся левый двигатель. После устранения пожара необходимо было совершать экстренную посадку, заходя со стороны Липецка. Но за несколько километров до взлётно-посадочной полосы прямо над городом вышел из строя уже правый двигатель. Ценой своей жизни летчики сумели отвести падающий самолет от жилых зданий, заставив его рухнуть на пустыре, где сейчас расположен дворец спорта «Звездный».
Во время экскурсии была развенчана очень живучая легенда о том, что Липецк не бомбили во время Второй мировой войны. Удары наносили по районам Ниженки, НЛМЗ, Военного городка и железнодорожного вокзала.
Участники туристического маршрута также посетили военный аэродром, Липецкий авиацентр и аэропорт. Им не только показали настоящую форму летчиков, но и дали примерить ее, пустили посидеть в настоящем истребителе.
Как говорят сами экскурсанты, они не ожидали, что маршрут «Липецк крылатый» получится настолько интерактивным.
Справка. Владимир Меркурьев — автор книг об авиационной истории города «Липецкие крылья» и «Липецкие соколы», в советские годы создатель юношеского клуба «Воздушные искатели» в гимназии № 19, целью которого было воспитание школьников на героических традициях отечественной авиации. Ребята по крупицам собирали материал о липецких летчиках, ходили в походы по местам боевой славы. Благодаря их усилиям на площади Авиаторов появился памятник — самолет МиГ-19. Также на заработанные ребятами деньги установлено надгробие на могиле экипажа летчика Героя Советского Союза Барашева в сквере у площади Революции.