Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   | 

09:00, 16.07.2024

Трудное счастье Васи Кузякина

Трудное счастье Васи Кузякина

«И мы тоже гоняли голубей! Но меня всегда удивляло другое… Как эти глупые птахи способны к нежности! Почему у людей всё иначе? Почему? Почему? Почему?»

Раиса Захаровна

Молодёжный театр завершил сезон премьерой забавной истории в двух частях «Любовь и голуби» по пьесе В. Гуркина.

Небо под крыльями

Зрители покидали театр с блаженной улыбкой. В этой бесхитростной истории было где вдоволь и посмеяться, и поплакать. Сегодня стало большой удачей и редкостью найти произведение, вызывающее столь сильную эмпатию. Всё больше можно увидеть спектакли, фильмы «про концепцию»: проблемы, политику, философию…

А здесь всё просто: простые люди Вася и Надя, которые чуть было не лишились самого дорогого, что у них есть – счастья…

Но не лишились. И Вася, и Надя нашли в себе силы переступить через себя и сделать шаг навстречу друг другу. Понять и простить.

Такие истории подкупают жизненной правдой. Автор пьесы Владимир Гуркин списал характер главных героев комедии со своих соседей. Её главные действующие лица – реальные муж и жена из шахтёрского городка Черемхово в Иркутской области, откуда родом автор. Он даже не стал менять героям имена и фамилии.

Простая, известная многим поколениям зрителей фабула. Но почему на душе становится так легко? Словно крылья выросли…

Ансамбль

В спектакле «Любовь и голуби» один состав артистов. Трудно представить себе, что Надю Кузякину, супругу незадачливого голубятника, будет играть кто-либо кроме заслуженной артистки Краснодарского края Юлии Макаровой. Роль, о которой можно мечтать. Наденьке, сильной женщине, хранительнице очага, на сцене пришлось несладко: женская часть зала рыдала, когда она наматывала круги, выпуская на волю гнев.

Её противоположность – разлучница Раиса Захаровна (актриса Оксана Трегубова) убедительна в своём желании построить семью в духе французских мелодрам. О её победах/поражениях на любовном фронте говорят висящие на спинке дивана галстуки.

Амплуа героев, которых играют заслуженный артист России Дмитрий Морщаков и заслуженная артистка Краснодарского края Елена Дементьева, в театре называют «комические старики». Шура и Митя Вислухины – та ещё парочка: один врёт как дышит, другая… Ну, бывает, огреет суженого по хребту совочком. Что с ним сделаешь, если такой уродился?..

Дети Кузякиных Люда, Лёнька и Ольга – артисты Анастасия Ковьярова, Владислав Гоголев и Варвара Алёхина – даже внешне похожи. А за свой дом стоят горой.

Вася Кузякин – заслуженный артист Краснодарского края Алексей Алексеев. Во мужик влип – не позавидуешь. Но сколько обаяния, энергии, добра! Когда Вася счастлив, когда Васе хорошо, всем в зале тоже становится хорошо.

Ещё один персонаж – придуманный режиссёром деревенский гармонист Ян Новиков. Камертон спектакля. Такой душевный камертон!

Интрига

Театральная интрига последних месяцев звучала так: будет ли новый спектакль Молодёжки похож на знаменитый одноимённый фильм Владимира Меньшова?

Всё тоже очень просто. У театра и кино разные средства выразительности. На своём «игровом поле» спектакль очень даже убедителен. Кое в чём даже более убедителен, чем кино.

«Мы ничего не придумывали. Мы просто шли за удовольствием. А оно нас вытаскивало на нужные решения», – вспоминает репетиционный процесс режиссёр-постановщик Александр Кладько.

Случалось, что репетиции приходилось прерывать, чтобы артисты смогли хорошенько просмеяться… По словам Александра Ивановича, известного театрального педагога, воспитавшего не одно поколение артистов, «профессия не должна насиловать душу. Это акт любви, а не брак по расчёту».

Архитекторы «голубятни»

Главный архитектор «голубятни» – художник-постановщик Александр Якунин – родился в Курганинске. Окончил Краснодарское художественное училище, затем Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. О голубях он знает не понаслышке: его дедушка держал голубятню. Она была из кузова старого грузовика.

Голубятня, которую он построил на сцене Молодёжного театра, совсем иная. Кривая, косая, деревянная… Но крепкая: герои спектакля бегают по ней, не боясь расшибиться.

Голубятня и её обитатели – это наша семья: быть может, неказистая. Но наша. Дом, в котором нам хорошо…

Большие, белые, пушистые голуби в спектакле присутствуют метафизически и в виде воркования. Голубь – это мечта, форточка в небо. Все мы мечтаем. По сути, голуби – это мы. Каждый из нас по-своему голубь.

Строить краснодарскую «голубятню» помогал художник по свету Сергей Скорнецкий, лауреат «Золотой маски». Он один из авторов спектакля «Симфония Голливуда», который идёт во Дворце искусств «Премьера». Забористые частушки и кадрили придумали и воплотили на сцене концертмейстер Эльвира Емелина и балетмейстер-постановщик Анжела Гаврилова.

Чашка утреннего кофе

Накануне премьеры специально для портала «Югополис» Александр Иванович Кладько ответил на несколько вопросов.

Как вы появились в Краснодаре?

– Директор театра Николай Александрович Табашников каким-то образом узнал про меня, позвонил, представился. Мы сговорились о встрече. Я приехал посмотреть спектакли, пообщаться. Увидел «Чудиков» по Шукшину, потом отсмотрел спектакли в записи.

– И какие мы «голуби»? Какими вы увидели наших артистов, труппу?

– Гостеприимные, тёплые, профессиональные. В театре хорошая рабочая атмосфера. Несмотря на то, что театр называется «молодёжный», у него богатая история, традиции, своё лицо. Я кратко был знаком с Владимиром Дмитриевичем Рогульченко, первым главным режиссёром театра, мы как-то вместе работали в жюри на фестивале. Он много рассказывал о своём театре.

– Ваш родной город – Одесса. Между Краснодаром и Одессой много общего, вы не находите? Менталитет южан влияет на ваш разговор с артистами?

– Не думал об этом. Мне всегда удавалось найти точки соприкосновения с артистами, если они профессионалы. Для меня талант – это в том числе открытость к общению, заинтересованность материалом, жадность к репетициям. Ещё помогает чувство юмора – у южан оно очень развито. Для меня это важно. Юмор это чувство ритма. Человек без чувства юмора иначе ощущает сценическое время, не чувствует движение жизни. Иногда вроде бы всё играется правильно, а получается безумно скучно…

– Юмор помогает сократить расстояния между понятиями, смыслами…

– Юмор предполагает контексты, подтексты, особую интонацию…

– «Любовь и голуби» – это современная пьеса или уже классика?

– Это современная классика. Часто пьеса сильно привязана к своему времени, поэтому и уходит вместе с ним. А если материал с каким-то интервалом появляется на сцене, значит, он актуальный. Есть пьесы, которые всегда актуальны. Об общечеловеческих ценностях: добре и зле, отношениях между мужчиной и женщиной, творцом и творением.

 «Любовь и голуби» написана в 1981-м в Сибири. Что в ней есть такого, что делает её интересной сейчас нам, южанам? 

– Режиссёр как сталкер: он является проводником между временами и эпохами. Если между зрительным залом и сценой не возникает вольтовой дуги, значит, ты не почувствовал болевую точку материала. Владимир Гуркин безумно талантливый человек. Он честно рассказал, что мир не черный и не белый. Есть оттенки. Случается, что хорошие люди поступают нехорошо. Почему вдруг Вася, не Казанова и не гулёна, изменил жене? И Раиса, соблазнительница, тоже не злодейка… Но получилось как получилось… 

Сочувствие вызывают все трое. И, конечно, в пьесе шикарный юмор, язык, характеры. Не придуманные, а наблюдённые. Чувствуется, что Гуркин знал, о чём писал. И я думаю, пьеса никогда не будет забыта. 

– Сегодня увидела афишу и поняла, что произведение идеально вписывается в Год семьи. После того, что вы мне рассказали, мне захотелось вывести на спектакль мужа, чтобы он понял, почему я по утрам иногда отказываюсь варить ему кофе.

– Если он поймёт, я буду рад. Значит, мы не зря поставили спектакль.

– Вопрос не по теме, но тоже про нашу «голубятню». Исходя из вашего педагогического и режиссёрского опыта: может ли плохой человек быть хорошим артистом?

– На мой взгляд, нет. Кто-то из великих сказал: «Искусство может иметь смысл только тогда, когда развенчивает миф о привлекательности зла. И раскрывая тайны мироздания, открывает перспективы вечности добра. Добро вполне без негатива может обойтись. В отличие от паразитирующего зла». 

Р.S. На премьере забавной истории «Любовь и голуби» В. Гуркина в Молодёжном театре играли исключительно хорошие люди…

Автор: Нелли Тен-Ковина

Фото: Алексей Петров, архив Молодёжного театра

Ключевые слова: Краснодар, Приморско-Ахтарск
Источник: Югополис
просмотров: 35

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.