Симон Мацкеплишвили
О том, как прожить долго и качественно, в интервью «Аргументам недели» рассказал российский учёный-кардиолог, практикующий врач высшей категории, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Симон Теймуразович Мацкеплишвили.
Как жить неопределенно долго
Для лечения пациента мне, кардиологу, нужно знать про пациента всё. Что он капает себе в глаза от глаукомы, как он спит, как ходит в туалет, что принимает от гиперактивного мочевого пузыря или мочекаменной болезни, потому что от межлекарственных взаимодействий зависит очень многое. Побочные эффекты этих препаратов могут иметь прямое воздействие на сердечно-сосудистую систему.
Иногда пациенты жалуются, мол, меня подсадили на препараты от той же гипертонии, и мне теперь придётся пить таблетки до конца жизни. Да, конечно. Но твоя жизнь окажется лет на 20–30 длиннее, чем если бы ты эти таблетки не пил. В медицине очень редко бывает, чтобы какую-то болезнь можно было полностью излечить. Да, можно вылечить пневмонию с помощью антибиотиков, вылечить перелом ноги с помощью гипса. Но хронические заболевания лечатся в основном хроническим же приёмом каких-то препаратов. Это касается большинства заболеваний. В таких случаях я стараюсь не употреблять сочетание «пожизненный приём», заменяю его сочетанием «неопределённо долго». Не надо говорить о смерти, надо говорить о долгой жизни.
Секс и сердце
Эректильная функция у мужчин напрямую связана с состоянием сердечно-сосудистой системы. Это очень большая проблема, когда пациент, молодой мужчина с серьёзными нарушениями потенции приходит к андрологу, не пройдя предварительного кардиологического обследования. Есть очень важный документ, так называемый «Принстонский консенсус», согласно которому любой мужчина с нарушениями эрекции является серьёзным кардиологическим больным, пока не доказано обратное. Все артерии в организме устроены одинаково. И негативный процесс в первую очередь проявляется там, где артерии наиболее тонкие. Поэтому нарушение потенции может произойти за пять лет до того, как человека поразит инфаркт миокарда и, таким образом, может послужить тревожным звонком. Именно поэтому пациентов с нарушениями эректильной функции нужно в первую очередь обследовать на предмет возможных кардиологических проблем.
Искусственный интеллект в медицине – это просто мода
В медицине ИИ будет активно развиваться и внедряться, хотя я не люблю этот термин, потому что это не интеллект, а метод глубокого машинного обучения. Особенно это будет полезно при анализе изображений и разных диагностических исследованиях. Уже сегодня мы создаём алгоритмы, которые помогают врачу принять какое-то решение. Но мне кажется, что основная задача ИИ не помочь врачу сделать что-то хорошо, а не позволить ему что-то сделать неправильно. Чтобы возможные ошибки не попали в диагностический или лечебный алгоритм. Есть ещё одна область применения ИИ – проверка научных статей даже в солидных медицинских журналах.
Да, сегодня есть системы, которые лучше врача могут распознать опухоль при компьютерной томографии или изменения на ЭКГ. Но всё же мне кажется, в основном ИИ будет использоваться для недопущения ошибок, исключения «эффекта дурака». Робот или машина никогда не смогут заменить общение врача и пациента.
Подробнее:
Член-корреспондент РАН Симон Мацкеплишвили: Мы спасём мир от ишемии и атеросклероза - Аргументы Недели (argumenti.ru)