Вы не раз говорили о том, что решать проблему краснодарских пробок нужно через модернизацию городского общественного транспорта. Какие изменения произошли в этой части?
Да, главную ставку мы делаем на общественный транспорт. Только так можно уменьшить количество автомобилей, разгрузить улично-дорожную сеть, улучшить экологию города. Но для того, чтобы это произошло, передвижение на нем должно быть быстрым, комфортным, удобным. Людей агитировать не надо: если они видят, что трамвай довезет их быстрее, что машина стоит в пробке, а по рельсам ты едешь, — они сами, по крайней мере, на работу, будут добираться на общественном транспорте.
Здесь мы действуем по нескольким направлениям: строим новые трамвайные линии, обновляем подвижной состав и автопарк, внедряем брутто-контракты, делаем выделенные полосы. Это стратегия, которую мы реализуем. Другого пути у крупных городов нет, и мировой опыт это подтверждает.
Главное на сегодняшний день — заключено концессионное с «Синара-ГТР Краснодар» по строительству трамвайных путей протяженностью 35,6 км
в северо-западном и западном направлениях города. Трамвай — это наша перспектива.
Ведем проработку с РЖД по проекту «Городская электричка» — рассчитываем, что в 2026 году произойдет запуск поездов по малому кольцу. И трамвай, и электричка двигаются по обособленному пути, минуя пробки, не зависят от дорожного трафика. Это очень важно.
В последние годы закупаем новые трамваи, троллейбусы за счет краевых и федеральных программ, частные перевозчики обновляют свой автопарк.
Уже шесть автобусных маршрутов у нас работают по брутто-контрактам. А это значит — новый транспорт, обязательно с кондиционерами, четкое соблюдение графиков. Короче говоря, современный цивилизованный подход, который должен быть повсеместно. В 2024 году на эту систему перейдут еще восемь маршрутов.
Краснодар занял 3-е место среди российских городов-миллионников по темпам обновления электротранспорта. Расскажите, как этого удалось добиться, пожалуйста.
Такое высокое место — результат многолетней работы, которая ведется в городе при поддержке края и федерации. За последние пять лет приобретено в общей сложности 103 трамвая и 72 троллейбуса, из них 50 с автономным ходом. Только в прошлом году за счет краевых и городских средств закупили
60 новых троллейбусов белорусского производства. Это позволило где-то продлить маршруты, где-то заменить старые троллейбусы на новые.
«Четверка» теперь, например, у нас ходит до Немецкой деревни. И все 18 машин — новые. 16 новых современных электробусов курсируют по маршруту «2Е» в самом центре города — они закуплены по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Они низкопольные, оснащены кондиционерами, экологичны и передвигаются почти бесшумно.
В прошлом году 6 автобусных
маршрутов работали по брутто-контрактам. Зарекомендовала ли себя эта
практика и будет ли расширяться?
Из 119 городских
маршрутов общественного транспорта шесть работают по системе
брутто-контрактов. Это автобусы № 19, 32, 83, 89, 91 и 120А. В 2023 году
такой транспорт перевез свыше миллиона пассажиров. И цифра говорит сама
за себя: такие маршруты пользуются популярностью. Техника здесь
работает новая, комфортная, ходит четко по расписанию.
Наш
департамент транспорта это контролирует, поскольку оплату за каждого
пассажира перевозчики получают из городского бюджета, а уже выручку
перечисляют в нашу казну. И тарифы здесь устанавливаем мы и можем их
контролировать.
За такими контрактами — будущее. Будем
постепенно переводить всех коммерческих перевозчиков на такую систему.
Но дело это на первом этапе очень затратное для бюджета. Поэтому
предусмотрен поэтапный переход.
В мае этого года еще восемь маршрутов начнут работать по брутто-контрактам.