Ученик чародея
Вечно молодая и всегда современная музыка звучала в Муниципальном концертном зале в исполнении Кубанского симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Андрея Шлячкова.
Известный дирижёр, лауреат национальной премии «Имперская культура», автор проекта «Романтика романса» ВГТРК «Культура» Андрей Шлячков в Краснодаре впервые. Но благодаря музыкальным традициям, носителем которых является Кубанский симфонический оркестр, чувствует себя как дома.
– Почему приглашённые дирижёры выбирают для концерта лёгкую классику? Некоторые слушатели предпочли бы кое-что потяжелее…
– Это не видение провинции глазами приглашённого дирижера. Музыка должна быть понятна слушателям, в том числе подрастающему поколению, нашим будущим слушателям. Это наше родное, наше русское. Глинка, Чайковский, Рахманинов. Это «наше всё». Но в первую очередь я выбрал программу для знакомства с коллективом.
– Знакомство состоялось? Вы много гастролируете по городам России, знакомы с лучшими оркестрами. В вашем личном табеле о рангах наш коллектив на каком месте?
– Я бы сказал, на очень достойном. Оркестром много лет руководил Владимир Александрович Понькин, он заложил основы. Сейчас его развивает Денис Ивенский, ученик Владимира Александровича. Коллектив в прекрасной творческой форме, он развивается в нужном направлении.
– Возвращаясь к лёгкой классике. В рамках дискурса, что есть современное искусство, является ли исполняемая в концерте программа современной музыкой? Восьмой квартет Шостаковича, написанный 60 лет назад, – современная музыка или нет?
– Классическая музыка потому и является классической, что она всегда современна.
– Вы трижды дирижер – народного, оперно-симфонического и симфонического оркестров. Что ближе, роднее?
– Поскольку меня взрастила народная музыка, роднее, конечно, народное оркестровое исполнительство. Но если сравнить оркестр народных инструментов с ручейком, вся остальная музыка – океан.
– Страшный сон дирижёра «широкого профиля»: не перепутать, где виолончели, а где баян…Кстати, в оркестре народных инструментов домра или балалайка – кто главнее?
– Характерная особенность оркестра народных инструментов – это тембр. Его проводник – балалайка.У нас говорят: чтобы оркестр звучал красиво, нужно, чтобы домра звучала как балалайка.
– Как давно вы брали балалайку в руки?
– Давно. Очень давно.
– Композиторы проявляют интерес к народному оркестру. А нет ли попыток создания синтетического оркестра?
– Римский-Корсаков пытался ввести балалайку в оперный оркестр, но получилось не очень. У народных струнных более жёсткая атака. Хотя есть прекрасные концерты для балалайки и симфонического оркестра.
– Почему вы покинули пост главного дирижёра оркестра им. Некрасова?
– Одна из причин – репертуарный голод. Мало музыки, которую можно переложить для оркестра народных инструментов без потери качества.