Современный период творчества 83-летней Анни Эрно смело можно назвать получением заслуженных лавров. Сначала фильм «Событие» Одри Диван, снятый по мотивам одноимённого произведения писательницы, завоевал «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Затем Эрно отметили Нобелевской премией по литературе. В пантеон великих авторов норвежцы её ввели за смелость и остроту, и лучшей характеристики её работам дать нельзя. Уже почтенная дама Анни весь творческий путь занимается препарированием того, что знает лучше всего. Она пишет о своей жизни.
Успех Анни Эрно на мировой литературной арене совпал с ростом популярности женского автофикшна среди наших читателей. Почему сам по себе гендерно-нейтральный жанр получил особенное развитие благодаря «перьям» писательниц, вполне понятно. Причины примерно те же, что и у появления новых феминитивов: реальность, в которой мы живём, буквально требует осмысления женского опыта вне рамок «чиклита». Дамские романы, сосредоточенные только на романтической стороне жизни, для читательниц уже не кажется актуальным. Они хотят находить себя в героинях, которых интересуют не только отношения.
И, надо сказать, предложение удовлетворяет спрос. На наших книжных полках появляются переводы Тове Дитлевсен, Кэти Акер и, конечно, Анни Эрно. Нобелевская лауреатка стала лицом автофикшна в русскоязычном литературном пространстве.
В своих книгах француженка делает удивительное: личные ситуации становятся универсальными, а выводы из того или иного конкретного положения может наложить на свою жизнь и каждая, и каждый. Обычно идя от частного к общему, в «Дневнике улиц» Эрно поступает с точностью до наоборот.
В предисловии писательница замечает, что хотела сделать произведение максимально объективным, приводя в пример фотографии. Описывая сцены, замеченные в повседневной жизни города, Эрно собиралась показать портрет Сержи-Понтуаза и его жителей. А показала свой.
Наблюдательницей она оказалась внимательной, но не беспристрастной. На улицах, в магазинах и транспорте читатель всё больше находит не случайных прохожих, а писательницу. Неудивительно, ведь даже фотограф субъективен. Он сам выбирает, что снимать, как Анни Эрно отбирает сцены, которые описывает, по географическому и даже временному критериям – с 1985 по 1992 годы. У писательницы получилось схватить дух эпохи, а потом отрефлексировать себя в нём.
Газетные статьи и популярные песни дополняют временную картину, сформированную уличными сценами. Однако основной акцент в своём повествовании писательница делает на магазинных эпизодах. Они дают Эрно, всегда подмечающей классовое неравноправие, простор для исследования и выступления против любой несправедливости.
Рефлексия не только обобщила опыт, но и помогла не скатиться в вуайеризм. Для него просто нет места: «другие» здесь оказываются Анни Эрно, а Анни Эрно оказывается нами. Ведь что Сержи-Понтуаз 40-летней давности, что современный Краснодар: как бы не менялся антураж, люди и контекст их отношений остаются, в сущности, теми же.