В рамках XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum 2024» состоялась сессия о международном сотрудничестве в сфере электронной промышленности, модератором которой выступил заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов. Участники сессии обсудили перспективы отрасли микроэлектроники в контексте выполнения государственной задачи по импортозамещению и обеспечению технологической независимости отечественной электронной промышленности.
В рамках XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum 2024» состоялась сессия о международном сотрудничестве в сфере электронной промышленности, модератором которой выступил заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов. Участники сессии обсудили перспективы отрасли микроэлектроники в контексте выполнения государственной задачи по импортозамещению и обеспечению технологической независимости отечественной электронной промышленности.
«Сегодня в мире нет ни одной страны, обладающей полным набором технологий, в том числе в научной сфере, что позволило бы ей достойно конкурировать и ни от кого не зависеть, – отметил Роман Шайхутдинов, открывая сессию. – Россия обладает значительным научно-техническим потенциалом в области микроэлектроники, но для его реализации требуются скоординированные усилия государства, отраслевых предприятий и научного сообщества, а также международное взаимодействие в трех основных направлениях: доступ как к приобретению технологий, так и получению экспертизы, экспорт нашей технологической продукции и подготовка кадров».
В своем выступлении президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета Андрей Безруков отметил, что все отрасли промышленности сегодня критически зависят от поставок микроэлектроники, что делает ее эффективным рычагом геополитического влияния. Поэтому страны, развивающие микроэлектронику, уже локализуют производство в своих странах, разрывая глобальные цепочки поставок. «Мы выходим сейчас в новый технологический цикл, и кто первый создаст новые технологические решения, тот и захватит рынки. Либо мы за 10-15 лет находим стратегических партнеров, с кем сможем создавать технологические альянсы, разрабатывать общие платформы и стандарты, либо у нас не будет того денежного потока, с которым мы сможем обеспечить свое развитие», – подчеркнул спикер.
Генеральный директор АО «Микрон» Гульнара Хасьянова рассказала о новых форматах международной кооперации для стратегических отраслей экономики. За прошедший год возможность реализовать технологический суверенитет в кооперации с дружественными странами была закреплена в таких документах, как Концепция технологического развития, Стратегия научно-технологического развития, Стратегия развития отрасли связи России. Форматы такой кооперации в микроэлектронике могут включать информационное взаимодействие, совместную разработку материалов и комплектующих, стандартизацию и сертификацию продуктов, создание совместных производств, дизайн-центров, разработку новых технологий и продуктов.
Систему анализа, оценки и контроля уровня технологической независимости отечественной вычислительной техники представила генеральный директор АНО развития радиоэлектронной отрасли «Консорциум «Вычислительная техника» Светлана Легостаева. По ее словам, смещение акцента отраслевой повестки с темы импортозамещения на уровень технологической независимости является закономерным эволюционным этапом. Балльная система – инструмент, максимально соответствующий этому этапу, позволяющий проводить оценку и формирующий базу для анализа и контроля уровня достижения технологического суверенитета. Также она отметила важную роль государственной поддержки, позволившей сформировать широкую номенклатуру отечественной вычислительной техники, компаниям выстоять, несмотря на введение санкций, и реализовать значимые проекты по запуску высокотехнологичных производственных комплексов.
Директор по информационной инфраструктуре Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов обозначил основные составляющие достижения технологической независимости объектов критической инфраструктуры. При реализации крупных проектов в этой сфере необходимо использовать возможности международной кооперации, в рамках которой особое место занимают страны исламского мира. «Построение независимой критической информационной инфраструктуры – ключевой драйвер достижения технологического суверенитета. Главным элементом является контроль за процессом создания программных и аппаратных решений. Эта сфера имеет широкие возможности для международной кооперации как в контексте обмена опытом, так и в части создания решений на новых перспективных технологиях», – заключил спикер.
Министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Айрат Хайруллин выразил мнение, что страна обязана иметь свое производство микроэлектроники, поэтому отрасль, связанная с чипами и искусственным интеллектом, нуждается в пристальном внимании со стороны государства. Для поступательного развития данного направления требуется создание отдельной госкорпорации по типу Росатома. Татарстан, обладая необходимыми кадрами и экспертизой, мог бы выступить площадкой для строительства необходимой инфраструктуры.
Генеральный директор ICL Techno Евгений Степанов обозначил перспективы развития отечественной электроники на примере нового завода компании по поверхностному монтажу печатных плат и сборке готовых изделий, открытие которого состоялось в прошлом году на площадке ОЭЗ «Иннополис», и рассказал о новой розничной линейке бренда OSiO, призванной укрепить позиции российских производителей на рынке. Спикер отметил, что в последние два года промышленность получила мощную поддержку государства, но все госпрограммы заканчиваются либо в этом году, либо в следующем. Для развития промышленности, особенно такой сложной и разнообразной внутри себя, как микроэлектроника, нужны долгосрочные государственные программы.
В завершение сессии участники подытожили, что для успешного и поступательного развития российской радиоэлектронной промышленности и микроэлектроники требуется создание отдельной госкорпорации, активное участие государства и международное сотрудничество с дружественными странами.