Фото: личный архив Захара Быльнова
Ученик 5-го класса лицея им.Лобачевского Захар Быльнов занял второе место в Российской робототехнической олимпиаде, которая проходила 26–29 июня в Оренбурге. Казанский школьник выступал в основной младшей категории по спортивному направлению, где оценивают правильность выполнения роботом установленной задачи на время. Каждый год жюри определяет новые миссии и игровое поле, о которых заранее никто не знает. В этом году олимпиада была посвящена теме «Союзники Земли». Порталу KZN.RU Захар Быльнов рассказал, как проходили соревнования, за какое время можно сконструировать робота и какие задания он выполняет.
Захар, какое задание тебе предстояло выполнить на робототехнической олимпиаде этого года?
Предыстория была такой: жители одной деревни решили самостоятельно добывать себе еду. На своей ферме они высаживают фрукты и овощи, есть также курятник. Моей задачей было создать и запрограммировать робота, который поможет людям определять степень зрелости овощей, сортировать спелые для рынка, а гнилые – в зону компоста. Также устройство должно было определить, какие зоны участка требуют полива, и доставить к ним из водонапорной башни воду в канистрах. Выполнить задание нужно было за 120 секунд.
Олимпиада проходит в несколько этапов. Что нужно было делать?
Олимпиада длится три дня. В первый день бывают тренировочные заезды, во время них я привыкаю к полю, обстановке. По правилам, кстати, робота на ночь нужно оставлять на площадке проведения олимпиады.
Во второй день организаторы утром объявляют дополнительное задание, которое изменяет, усложняет и расширяет задачу для робота. Например, по новым условиям может измениться расположение объектов или их типы. Дополнительное задание нужно выполнить вместе с основным, по его итогам оценивают самостоятельность, креативность и сообразительность команд. В результате можно получить дополнительные баллы или же штрафы.
В третий день олимпиады планируется челлендж – это совершенно другое задание. Оно требует изменений в программном коде, зачастую приходиться даже трансформировать конструкции самого робота.
В чем особенности этого челленджа?
Задание оглашают в день проведения, одновременно игроки узнают и о правилах начисления баллов за выполнения его частей. Игровое поле остается таким же. Все остальное (объекты, их размещение, цели взаимодействия с ними) меняется. Для успеха необязательно выполнять задание на 100%. Достаточно набрать больше баллов, чем конкуренты. Для этого нужно выстроить собственную стратегию, оценив свои силы: решить, какие задачи выполнять, в каком порядке. Нужно помнить, что количество баллов влияет на твой общий рейтинг, поэтому выкладываюсь по полной.
Как оценило твое выступление жюри?
Жюри, как правило, не высказывает своего мнения, нет никакой субъективности: критерии оценивания четко регламентированы. Затрачиваемое на выполнение задания время измеряют с помощью секундомера. После попытки судья в протоколе отмечает, что было сделано роботом, а что – нет. Участнику олимпиады остается только проверить правильность заполнения протокола и подписать его.
Сколько времени тебе понадобилось на конструирование робота?
На конструирование первоначальной конструкции робота у меня уходит приблизительно неделя. Это не так много времени, так как я уже давно этим занимаюсь. Основная сложность возникает в процессе тренировок: приходится изменять конструкцию робота, а иногда и создавать совершенно новую, чтобы с помощью изобретения я смог максимально выполнить поставленные задачи.
Каковы особенности конструирования робота?
Во-первых, мы имеем ограниченное количество датчиков и моторов, которые можно использовать. Во-вторых, стоит учитывать, что программу участник олимпиады создает под конкретное задание и конкретного робота. В-третьих, размеры машины не должны быть больше установленных размеров. В-четвертых, конструкция робота должна быть такой, чтобы он смог выполнить все задания на соревновательном поле за максимально короткий промежуток времени и быстрее, чем у конкурентов, а это очень сложная задача.
Возникают ли сложности при прохождении олимпиады?
На движения робота оказывают влияние множество факторов: тип покрытия поля, освещение на конкретной соревновательной площадке и так далее. И задачи нужно выполнить вне зависимости от этих условий. Поэтому требуется создать более устойчивую и стабильную конструкцию, задействовать специальные алгоритмы в программном коде.
Сколько команд выступали на олимпиаде в твоей категории?
В России мощная робототехническая школа, и традиционно на олимпиаде было много сильных ребят. В соревнованиях в моей категории в этом году приняли участие 44 команды со всей страны, конкуренция была очень серьезной. Есть то, что я бы хотел улучшить в своем выступлении, но, я думаю, что на тот момент сделал все, учитывая полученные задания и количество времени, отведенное на их выполнение.
Кто помогал тебе при подготовке к соревнованиям?
Я занимаюсь дома сам. Старший брат Никита помогает советами, он тоже победитель многих олимпиад. Еще у меня есть тренер Роман Марков.
Напомним, в Российской робототехнической олимпиаде призовые
места также заняли два шестиклассника из Казани. Их проект вошел в топ-8 лучших изобретений страны. Школьники представили робота Aqua Cleaner, предназначенного для сбора нефти с поверхности воды в местах разливов.
Камила Вильданова