Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

12:20, 01.04.2022

Что день грядущий нам готовит: ярославское будущее

В середине марта региональные СМИ сообщили: власть стирает с карты Ярославской области четыре деревни и два поселка в Пошехонском районе. Ранее, перед Новым годом в Ярославском районе были ликвидированы семь деревень. Формулировка во всех случаях одна и та же: там никто не живет. При текущей социально-экономической политике единороссов вскоре может получиться так, что начнут ликвидировать целые муниципальные районы.

ЭТО КАТАСТРОФА

Население сокращается. Ярославская область вымирает. Показательным тому примером служит Брейтовский район. Там за последние 10 лет население сократилось на 1350 человек, иначе говоря умерло и уехало 22% местного населения (почти каждый четвертый). Сегодня население района составляет 5309 человек (это количество избирателей по данным на 01.01.2022). Хотя помнится, в начале нулевых там проживало больше 13 тысяч. Если социальная и экономическая политика областных властей не создаст факторов развития, то через 10-15 лет Брейтовский район превратится в небольшое селение, где останется всего 1,5 — 2 тысячи человек, а то и меньше, потому как средний возраст жителей района становится выше, а значит убыль будет больше. А еще лет через 30 район вымрет, как вымерли небольшие деревеньки.

Аналогичным образом выглядит картина по всем муниципальным образованиям области, кроме города Ярославля – оно и понятно – областной центр, где есть хоть какая-то работа и социальная инфраструктура. В Пошехонском районе за 10 лет население сократилось на 2250 человек (минус 19% населения), в Большесельском на 1 тысячу (минус 12%), в Первомайском на 1300 (минус 13%), в Угличском на 3900 (минус 10%), в Гаврилов-Ямском на 1500 (минус 8%), в Некоузском на 2500 (минус 18%), в Тутаевском на 3300 (минус 7%), в городе Рыбинске на 21 тысячу человек (минус 13%). И так далее.

В целом население Ярославской области за 10 лет сократилось на 52 тысячи человек (почти 5% населения региона).  Иначе говоря за последние годы в области вымер весь Тутаевский район вместе городом Тутаевым, или Угличский район вместе с городом Угличем и всем Большесельским районом.

Это катастрофа.

Население в границах Ярославской области больше 150 лет (с 1860-х годов) составляет более 1 миллиона человек. Однако нынешняя социально-экономическая политика довела ситуацию до исторического антирекорда – по данным областного избиркома на 1 января 2022 года количество избирателей, то есть дееспособных граждан в области составляет 997 тысяч человек.

Население является основным фактором жизни на земле, человек основным фактором экономического развития, производства, основным источником роста ВВП. И если население вымирает, то это предвещает то, что предстоящие годы региональная и муниципальная экономики будут стагнировать либо падать, причем с ускорением. А вымирание сел и малых городов катастрофично тем, что при обезлюдивании территорий управлять ими (территориями) становится дороже и сложнее, что тоже является дополнительной экономической проблемой и обузой для бюджета.

Сокращение численности населения обусловлено четырьмя факторами. Первый – низкая рождаемость. Второй – отток населения (отрицательная миграция). Третий – смертность. Четвертый – культурная привлекательность

Первый и второй факторы связаны с экономической политикой. Третий и четвертый факторы связаны с социальной политикой.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Рождаемость является одним из основных показателей эффективности власти. Если у народа есть экономическая и социальная стабильность – то есть постоянная работа с достойной зарплатой и перспективами на будущее, то без тяжелых раздумий о том как прокормить, вырастить и обучить детей народ соглашается на пополнение в семье.

Тоже самое касается отрицательной миграции. Люди уезжают из родных краев в поисках лучшей доли когда на их родине нет достойной работы, нет перспектив личностного развития и социальной стабильности.

Почему это происходит?

Приведу показательный пример.

В последние годы вместо поддержки местных предпринимателей власти отдали бизнес в руки заморских олигархов, и в регионе появились сетевые супермаркеты, вся прибыль которых и некоторые виды налогов теперь уходят за пределы Ярославской области и не идут на ее развитие. Таким образом рыбинские, угличские, переславские и прочие наши земляки занимавшиеся розничной торговлей, вынуждены остаться не у дел. В свою очередь, сетевые супермаркеты выдавили с рынка местных сельхоз- товаропроизводителей.

Теперь в исторически и аграрную Ярославскую область молоко везут из Подмосковья, картошку из Израиля, помидоры из Турции. Просто потому что торговым сетям выгоднее закупать у своих партнеров, нежели держать отношения с местными производителями. Вместо поддержки ярославских фермеров и крестьян власть отдает предпочтение крупным агрохолдингам. Вместо поддержки местных промышленников власть через торговых сетевиков поддерживает иностранных производителей. А сетевые супермаркеты и крупные производственные холдинги не заинтересованы в развитии Ярославской земли.

Поэтому становится очевидным ответ на вопрос: почему в Брейтове, Некоузе, Пошехонье и в других районах области закрылись маслосырзаводы? Почему закрылись сотни ферм КРС? Потому что у них нет рынка сбыта. А закрытие, скажем, в Брейтове сырзавода, повлекло за собой уничтожение 13 мясо-молочных колхозов, где еще в начале нулевых годов работало больше 2,5 тысяч человек. В экономике все взаимосвязано. Поэтому немудрено, что народ разъезжается и не рожает – нет работы и нет перспектив.

Безработица душит ярославцев. А та работа, что есть и предлагается, – низкооплачиваемая. Наличие у населения работы — это основной источник средств для жизни и развития. По итогам 2021 года Ярославская область на первом месте в ЦФО по уровню безработицы.

Любой экономический рост обусловлен необходимостью государственной политики. Но политика ярославской власти не в интересах местных предпринимателей и не в интересах малого бизнеса. Именно малый бизнес является основным плацдармом рабочих мест для местных жителей. И, что самое главное, он является основным источником пополнения местного бюджета. Но в силу вышеприведенных примеров местные бюджеты оказываются глубоко дотационными, нищими, поэтому им не хватает денег ни на ремонт дорог, ни на медицину, ни на зарплаты муниципальным и региональным бюджетникам, а это те самые факторы экономической и социальной стабильности. Повторюсь: в экономике все взаимосвязано. И потому смею предположить, что вся деятельность ярославских властей за последние годы была ни чем иным, как или непрофессионализмом, или целенаправленным уничтоженим региональной экономики.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Цель социальной политики – социальная стабильность. Социальная стабильность – это устойчивое состояние социальной системы общества. Проще говоря это когда работают больницы, с высокотехнологичным оборудованием и отличными специалистами. Когда работают школы и учреждения культуры. Когда обеспечивается вся необходимая инфраструктура для жизни и самореализации человека.

Однако с чем мы сталкиваемся в реальности?

Приведу примеры по сельским районам области. В 2013 году во всех сельских районах были закрыты роддома (теперь беременных женщин возят рожать по разбитым дорогам из Брейтова в Углич – 130 км). В 2017-2021 годах закрыто шесть больниц, самая крупная из которых в поселке Борок Некоузского района, куда лечиться ездили из трех районов области и где работали высококлассные специалисты, лечившие когда-то ученых Института внутренних вод РАН. Закрыли автовокзалы, морги (в том же Брейтове сложилась ситуация когда труп для вскрытия теперь надо отвезти в Углич, а дня через три забрать обратно, все за свой счет).

Реорганизованы органы государственной власти – центры занятости населения, налоговые, пенсионные фонды во многих районах теперь не самостоятельные структурные организации, а всего лишь филиалы. И далее по списку – все что можно закрывают, сокращают, урезают, ликвидируют. О какой социальной стабильности может идти речь когда кругом все уничтожается, если в Рыбинске у профессиональных педагогов дополнительного образования зарплата не доходит до 20 тысяч рублей, в сельских библиотеках зарплаты на уровне МРОТ, а у врачей в больницах зарплаты меньше чем у продавщицы в магазине? Естественно, что при таких зарплатах остаются работать лишь пенсионеры и предпенсионеры, поэтому уровень социальных услуг становится низким, что тоже создает социальную непривлекательность жизни в регионе. Не удивительно что таких в условиях народ уезжает туда, где социальная инфраструктура более развита. Общество хочет чувствовать себя защищенным, оно хочет жить и развиваться, а не деградировать в своих городах и селах, которые власть вместо реанимации хоронит еще живыми.

Пару слов о культурной привлекательности. Жизнь в Ярославской области перестает быть престижной не потому что телевизионная и интернетовская пропаганда зомбируют молодежь на тему «как это отстойно жить в русской провинции», а именно потому что не развита социальная инфраструктура. Там, где она развита, народ туда едет, даже несмотря на тяжелейшие климатические условия – Норильск, Новый Уренгой и другие.

Решающую роль в культурной привлекательности региона играют политики. Областная власть сейчас переназначает главами местного самоуправления тех, кого народ не считает своими лидерами способными улучшить жизнь: в Борисоглебе через колено назначили Кислякову, в Угличе Курицина, в Тутаеве Юнусова. Такими назначениями власть демонстративно плюет на народ, на общественное мнение. Захочет ли уважающий себя человек жить с такой властью?

 КАКОЕ БУДУЩЕЕ?

К сожалению в Ярославской области балом правит партия власти, у которой, на мой взгляд, в депутатском корпусе нет заинтересованных в развитии региона профессионалов. Они вместо того, чтобы разрабатывать программы экономического развития, которые обеспечили бы жизнь на местах, занимаются лишь собственным пиаром – установкой лавочек да подарками ко всяким праздникам. Это не есть фактор развития. Лавочки и прочие мелочи будут сами собой тогда, когда у местных бюджетов будут деньги. А деньги у них будут только при реализации структурной региональной экономической реформы. И тогда появятся деньги на дороги, школы, детские сады, больницы, на зарплаты бюджетникам, тогда появится уверенность у тех, кто готов заниматься бизнесом, а значит будут создаваться рабочие месте. И тем самым прекратится отток населения и начнется рождаемость.

Местные бюджеты могут подняться (уже не говорю про пересмотр межбюджетных отношений) только в том случае, если у народа будут деньги, поскольку доходы населения есть значимая основа муниципальной экономики.

Социальных и экономических предпосылок, чтобы в Ярославской области продолжалась жизнь, чтобы молодежь здесь видела свое будущее – на сегодняшний день нет. У власти, очевидно, нет конкретной программы развития территорий и, более того, областные чиновники и депутаты даже разговоров не ведут об экономических проектах и перспективах развития, что говорит о грустном будущем Ярославской области. А затеянная единороссами реформа местного самоуправления, предполагающая ликвидацию сельских поселений, вобьет последний гвоздь в крышку этого гроба под названием «светлое будущее».

Правда все может измениться, если на выборах к власти придут другие люди.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, магистр юриспруденции.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

просмотров: 125

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.