Инновационная политика в России провалилась. Это не наши домыслы, это медицинский факт. Десять лет назад правительство утвердило «Стратегию инновационного развития России до 2020 года», в которой ставило конкретные цели: сколько патентов должны ежегодно получать наши ученые, какую долю в экспорте должна занимать высокотехнологичная продукция и т. д. Обеспечить научный прорыв России должны были так называемые институты развития. Среди них — Роснано, Сколково и еще три десятка госкомпаний.
Десять лет они активно осваивали многомиллиардные бюджеты, но вот прошел 2020-й и стало ясно: хотели прорыва, получилось как всегда. Не станем утомлять вас скучными цифрами, просто констатируем факт: ни одна из целей «Стратегии инновационного развития» не достигнута (подробнее – в нашем исследовании «Как «Сколково» и «Роснано» стали черными дырами в бюджете страны). Поэтому правительство нынешней весной решило реформировать всю нашу инновационную систему. Одни институты развития разогнали, другие объединили. Попало под раздачу и «Роснано»: компания перешла под крыло инвестиционного банка ВЭБ.
Причем в «Роснано» эпохальные изменения начались даже раньше, чем в других институтах развития: еще в конце прошлого года пост председателя правления покинул Анатолий Чубайс. Он возглавлял компанию 12 лет. Пожалуй, большинству россиян знаменитый реформатор во главе «Роснано» запомнился двумя вещами.
- Работой над созданием гибкого дисплея — долгой, распиаренной на весь мир, благополучно поглотившей четверть миллиарда долларов и в итоге заглохшей.
-
Фразой, сказанной на корпоративе «Роснано» в честь встречи 2016 года: «У нас очень много денег. А значит, у нас есть вторая премия помимо первой!» Тогда это многих покоробило.
Своему сменщику Сергею Куликову Чубайс оставил противоречивое наследство. С одной стороны, неплохую зарплату – неизвестно, сколько получал Чубайс в последнее время, но в его декларации за 2014 год красуется цифра в 207 млн рублей. С другой стороны, очень слабую отчетность: чистый убыток «Роснано» за 2020 год составил 52,9 млрд рублей.
И случился поистине инновационный, нанотехнологичный прорыв! На днях «Роснано» на своем сайте поделилось радостью — точнее, финансовой отчетностью за I квартал нынешнего года. Выручка компании составила почти 15 млрд рублей — это в 15 раз больше, чем годом ранее. А чистая прибыль подскочила до 6 млрд рублей — в 37 раз!
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАНОЧУДО
В своем сообщении компания объясняет свой успех довольно общими фразами: «успешное закрытие ряда сделок», «рост поступлений от активов инвестиционного портфеля» и т. д. Но есть и более понятное объяснение: «влияние на суммарный финансовый результат за отчетный период оказало уменьшение управленческих расходов на 39%».
Переводим с языка бухгалтерской отчетности на русский: мы уменьшили зарплату начальства на 39% и получили хорошую прибыль. Не только поэтому, конечно. Но снижение зарплат тоже повлияло.
Что же такого сделало новое руководство, что доходы компании сразу взлетели до небес?
- Я не верю в чудеса. Не бывает так, чтобы какая-то компания долго работала в убыток, а при смене руководства моментально стала прибыльной, — говорит Юрий Симачев, директор Центра исследований структурной политики Высшей школы экономики. — Скорее всего, экономия на зарплатах — это, действительно, решение нового руководства. Но управленческие расходы в «Роснано» не были настолько большими, чтобы за счет этого так сильно выйти в плюс.
Чтобы понять, в чем причина такой высокой прибыли, нужно разобраться в системе работы «Роснано». В упрощенном виде выглядит она так. «Роснано» находит на рынке перспективные компании и покупает их — совершает «вход». После этого «Роснано» помогает этой компании развиваться, вкладывает в нее деньги, чтобы ее стоимость росла. А когда компания дорожает и поддержка ей больше не требуется, «Роснано» совершает «выход» — продает ее акции. И за счет этого получает прибыль.
- Скорее всего, эта прибыль в основном была получена за счет удачных «выходов» в первом квартале: «Роснано» с выгодой продало акции подорожавших компаний, — говорит Юрий Симачев. — В последние несколько лет «Роснано» стало работать эффективнее, компания совершала более удачные сделки, чем в первые годы своей работы. И эти инвестиции стали давать результат.
-
Юрий Вячеславович, но ведь никто не заставлял «Роснано» совершать столько «выходов» прямо сейчас. Однако они решили продать все эти акции (и побольше на них заработать) именно в первом квартале, сразу после ухода Чубайса. Могло это быть имиджевым, «психологическим» ходом – чтобы все увидели, что при новом руководстве компания стала работать эффективнее?
-
Конечно. Они могли продать больше, чем планировалось ранее, чтобы показать результат. И это правильно. Потому что нужно повышать доверие общества к институтам развития. Если вы давно ничего не продавали и у всех сложилось ощущение, что с компанией связаны только убытки, то лучше продемонстрировать, что вы можете совершать удачные вложения и получать прибыль.
Евгений ПРОСКУРЯКОВ.
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27282/4418528/
Поделитесь