Строительство зимнего собора, самого позднего здания в кремле, начато после Отечественной войны 1812 года и закончено в 1827 году (он дополнил уже столетний к тому времени Спасо-Преображенский летний собор). Храм венчала ротонда и купол с главкой, расписывала его артель Тимофея Медведева, которая незадолго до того работала в летнем соборе. В советское время в зале с колоннами был открыт Дом культуры, с 1885 г. здесь разместился отдел живописи музея.
Большой зал заняла экспозиция «Посадские – обыватели – горожане», комплекс портретов XVIII–XIX веков. Столетие – с середины одного века и до середины другого – было для провинции временем портрета. Спокойная жизнь городов, утверждение в них роли купечества, появление регулярных планов и образцовых проектов домов – всё будто подводило к массовому распространению портретной живописи. Купцы больше не прятали свой жизненный уклад, а, напротив, любовались новыми домами и украшали их мебелью, зеркалами, своими изображениями. Холсты местных художников не относятся к «народному искусству», но они далеки и от образцов столичной живописи. Это особенное художественное явление, узнаваемое и яркое. Среди них – работы Ивана Тарханова (1780-1848 гг.), известного «классика» городского портрета.
В глубине зала расположена экспозиция «Яко звезды на тверди небесной…». Здесь представлены произведения древнерусского и церковного искусства XV-XX вв., составляющие гордость художественного собрания Угличского музея. Особое место среди них занимают иконы так называемого «Леонтьевского Деисуса» начала 80-х годов XV века. Созданные для иконостаса Покровского собора Покровского монастыря в то время, когда в Угличе работал великий Дионисий, они несут на себе отсветы его гениального искусства и считаются ярким и наглядным примером многовековой культурной направленности Углича на Москву.
Украшением экспозиции выступают образы святых, просиявших на земле Угличской. Лики святого князя Романа, святого царевича Димитрия, святых преподобных Паисия Угличского, Кассиана Учемского, Игнатия Прилуцкого, запечатленные на иконах, парсунах, хоругвях и шитых пеленах и возвращенные из забвения благодаря кропотливой работе реставраторов, раскрывают еще одну грань города Углича – одного из древнейших духовных центров страны.
Стоимость входных билетов:
Взрослый – 150 руб.
Студенческий – 130 руб.
Детский – 120 руб.