В будущем году сразу две значительные даты: 185 лет со дня рождения и 100 со дня кончины нашего знаменитого земляка. Инициативная группа выступила с предложением создать и установить памятник лучшему ваятелю России. Инициатива поддержана мэрией, областным департаментом культуры и главой региона. Скульптор Елена Пасхина приступила к работе. Сегодня у нее в гостях в мастерской побывали мои коллеги.
Елена Пасхина, скульптор, член-корреспондент РАХ:
Как я, стоит и смотрит на свое произведение. Это пришло сразу. Здесь окружение. Окно или дверь, драпировка.
Перед скульптором, конечно же, его главное творение памятник Пушкину. Три десятка вариантов проработал Опекушин и выиграл всероссийский конкурс. Елена Пасхина также, как её предшественник, постигала мастерство в Академии художеств и также тщательно прорабатывает образ.
Елена Пасхина, скульптор, член-корреспондент РАХ:
Это интереснейшая личность, талантливейший скульптор. Известен в России и за рубежом. И я занималась в той же мастерской, где он учился.
Автор идеи московский журналист с ярославскими корнями Ольга Давыдова, крупнейший исследователь творчества нашего земляка. Она создала инициативную группу. Для Пасхиной эта работа давняя мечта.
Поддержал губернатор, поддержала мэрия, что очень важно. Департамент культуры поддержал, что очень важно. Теперь моя задача создать эскиз убедительный.
Эскизов несколько. Как правило, образ рождается долго и сложно. Как показать человека, воспевшего столько великих сынов России: солидным скульптором, за плечами которого множество монументов и всероссийская слава, или ещё молодым, ищущим, дерзким. Победила вторая идея. В этой поре Опекушина изобразил его современник Алексей Кившенко, таким был ваятель, когда приступил к созданию шедевра. Любопытно, что все знают этот памятник, и единицы имя автора. Работы Опекушина были щедро рассыпаны по России, в советское время они были низвергнуты, но сейчас вновь восстанавливаются, восхищая наших современников. Нет памятника и самому Опекушину. Но есть надежда, что он появится в Ярославле. Елена Пасхина подыскала и место. В восприятии произведения важна привязка. Это либо пересечение Революционной и Андропова, либо площадка над гротом у художественного музея.