В рамках XIV Международного фестиваля Юрия Башмета в Волковском театре представили хоровую оперу нашего современника Александра Чайковского Сказ о Борисе и Глебе. Необычную постановку видели в Москве и Сочи. Теперь ярославцам посчастливилось прикоснуться к произведению. Чем уникален спектакль, расскажет моя коллега Анна Лазоркина.
Сказ о Борисе и Глебе написан Александром Чайковским чуть более двух лет назад специально для международного фестиваля искусств Юрия Башмета. История братьев Бориса и Глеба, Святополка и Ярослава. В опере нет солистов. Зато на сцене одновременно находится более 200 человек: 5 хоров, танцевально-пластический коллектив, один драматический актёр и, конечно, оркестр. Музыкальный руководитель и солист - народный артист СССР Юрий Башмет.
Павел Сафонов, режиссёр-постановщик:
Юрий Абрамович Башмет, который играет на альте, - это всегда фишка в соединении с любым пространством, с любым материалом. Начало спектакля - это его сольная партия и внутри, и финал спектакля. Альт - это какая-то такая душа этого спектакля.
Партия альта, моментами напоминающая плач, придаёт особый колорит опере. Свет, звук, движения - сценография передаёт трагический момент убийства младших сыновей князя Владимира Крестителя и терзаний Ярослава Мудрого. Хоры словно целостные живые организмы. Их партия непростая как интонационно, так и гармонически.
Александр Соловьёв, главный хормейстер:
Все музыканты, все участники коллективов очень трепетно восприняли возможность участия в этом проекте и, мне кажется, эта партитура уже, несмотря на то, что ей всего 2 года, становится хрестоматией. Мы успели издать это сочинение, клавир этой оперы.
В опере много речитатива. Это словно невидимая нить между вокалом и текстом драматического актёра. Ведущая роль отведена Андрею Мерзликину. Он играет Ярослава Мудрого. Биение его измученного сердца и звуки его дыхание - особая составляющая постановки.
Андрей Мерзликин, заслуженный артист РФ:
Мы крайне все удивляемся тому, что происходит, насколько всё это странно и неожиданно, что я чувствую, что зритель вместе со мной удивляется и тоже пытается разобраться, как и мой герой: а что, а сейчас? И вот это я прямо чувствую, и мне это ложится на плечи очередной драматической задачей.
Даже если зритель не до конца всё понимает, он попадает под обаяние того я не понимаю, но, боже, как это манко, как это интересно.
Для оперной постановки в Ярославль был приглашён эквадорский дирижёр Фредди Кадена. Он сотрудничает с Юрием Башметом больше 10 лет.
Фредди Кадена, дирижер (Эквадор):
Соединяется актёрская игра, хоры разные и обычный хор - академический, и народный хор, и мужской хор. Это очень необычно для меня, необычное впечатление быть в этом, принимать в этом участие. И, конечно, я очень-очень рад.
Международный Фестиваль искусств Юрия Башмета много лет радует ярославцев весенними музыкальными сюрпризами. Впереди - новые творческие открытия.