Отчасти она посвящена первомайским праздникам с соответствующим названием Учимся, работаем, отдыхаем. В экспозицию вошли произведения, иллюстрирующие изменения стиля социалистического реализма. Из 3.000 картин в экспозиции 30 работ столичных и ярославских авторов. Как известно, соцреализм был ведущим методом художественной литературы, живописи и музыки эпохи СССР. Марина Смарагдова в числе первых увидела, как мастера кисти изображали труд и отдых советских людей.
Рыбацкий колхоз на реке Шексне. Художник Александр Веденеев воспевает красоту людей, занятых трудом. 1937-й год, еще не построено Рыбинское водохранилище, в реке полно рыбы. Персонажей критического реализм 19 века и авангарда начала 20-го вытеснили новые герои в изменившейся обстановке. Это красноармейцы и колхозники, деятели революции, комсомольцы и пионеры, спортсмены и летчики. А живописцы ощущали себя "новыми передвижниками", поскольку писали своих персонажей в гуще жизни. Бытие как деяние. Пропаганда в красках, ведь искусство времен построения коммунизма должно было звать на трудовые подвиги.
Марина Смарагдова, заслуженный журналист России:
Соцреализм советской поры был с легким налетом романтизма. Ведь герои были идеальными. Художники мечтали о светлом будущем и его изображали. К тому же 20 век всем еще очень понятен.
Идеи основоположников, а среди них и Чернышевский, и Луначарский, и Греков, сформулированные в разные годы, начали воплощать живописцы 30-х. Полотно Петра Котова излучает жаркую негу крымского лета, на картине жена и дочь автора в Доме творчества художников в Алупке. Искусствоведы отмечали умение Котова увидеть в простом значительное. Оттепель добавила лиризма в письмо живописцев . "Утро на привале" Эмира Мазитова показывает филигранное умение создавать многофигурные композиции. Преподаватель ярославского художественного училища создал большой цикл произведений о молодых современниках.
Дарья Большакова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Ярославского художественного музея:
Художники-шестидесятники видят не только правдивость окружающей жизни, но и ее прелести, иногда очень скромные, те, которые не обращают на себя внимание. И у этой выставки получилось светлое, радостное настроение и по-настоящему весеннее.
Основные принципы соцреализма: народность,идейность и конкретность. Никаких метафор и абстракций. Если дети, то непременно занятые каким-то милым делом, залитые солнечным светом. Приверженец "сурового стиля", практически единственный его представитель в ярославской школе живописи, Федор Новотельнов оставил индустриальные пейзажи ярославскиих предприятий.
Алексей Федорчук, заместитель директора Ярославского художественного музея:
Эту выставку мы готовили довольно долго, с большим энтузиазмом. Может быть, исходя из самого содержания самих работ. Это оптимистическое искусство.
Легендарный дуэт братьев Ткачевых, они работали в творческом тандеме,воспевал русскую глубинку,каждый герой в их картинах может похвастаться своим деревенским прототипом. Художники остались верны своей теме и в перестроечное время. Многие полотна стали хрестоматийными.