Керамические сосуды происходят из города рязанского Скопина и села Опошня. Предназначение их вполне утилитарное - это посуда, но мастера украсили свои произведения, превратив кувшины в фигурки животных. Так получились самобытные промыслы, образцы которых представлены на выставке.
Царь зверей здесь баран, а не лев. Работа Валерия Омеляненко исключительно сложна. Основные части сделаны на гончарном круге, остальные вручную. Все предметы выставки объединяет одна особенность - это лембики, сосуды для напитков. Рязанские мастера начали обрабатывать глину еще в середине 17 века, а вот производство возникло только в 19-м. Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, в фигурах переплетаются изображения реальных существ и фантастических. С приходом фаянсовой посуды, промыслы захирели.
Алексей Федорчук, заместитель директора Ярославского художественного музея:
В 70-е годы в Советском Союзе было принято решение о возрождении народных промыслов с большой государственной поддержкой. В традиционные центры ремесленного производства, в том числе и керамические,приезжают художники получившие хорошее профессиональное образование.
Именно профессионалы вдохнули новую энергию в народные промыслы. Кувшины, подсвечники, кумганы, оправы для часов, квасники - ассортимент широк. Раньше от утилитарности к искусству путь лежал через рекламу. Большие затейливые сосуды выставляли у ворот, зазывали покупателей. Конкуренция возвела ремесло на более высокую ступень. От привычных зверей перешли к чудищам. Мастера не сдерживали фантазию, щеголяя друг перед другом, кто кого. От такого соперничества выигрывал потребитель. Профессионалы подняли промысел на уровень искусства.
Художники Проторьевы прославились серией Дивные звери, из 20 скульптур. Две из них в этой витрине Чудо-зверь и Бык.Отличие в том, что отверстие одно для вливания и слива жидкости.
Во всех других фигурах, их обязательно два. Другой крупный керамический центр сформировался под Полтавой в селе Опошня. Традиционно здесь кувшины превращали в импозантных быков, баранов, львов и козлов. Мастера вырабатывали свой стиль, неповторимый почерк, работали над поливными глазурями, меняли цвет поливы, творя в русле традиции, находили неповторимое лицо.
Алексей Федорчук, заместитель директора Ярославского художественного музея:
Я думаю, что многие, приходя на выставку, может быть узнают, какого-нибудь баранчика, который стоял в их доме в далеком детстве. А вот таких авторских работ, как лев, украшение нашей выставки, наверняка, не видели.
Кувшин в виде скопы стал визитной карточкой города, где родился промысел и где активно развивается. Произведения гончаров бывали на значительных международных выставках, получали признание и восхищение.