Сценарий: Константин Шиловский
Автор: Александр Пушкин, Петр Чайковской
Режиссёр: Филипп Разенков
Продолжительность: 3 часа
Страсть и тоска, тоска и страсть — вот что мне хотелось выразить в этой музыке. Я писал ее с наслаждением, с радостью с восторгом… и очень искренне…» — так писал Чайковский об опере «Евгений Онегин». Ее музыка на слуху даже у тех, кто никогда в жизни не был в оперном театре. Мы знаем ее наизусть. Или думаем, что знаем… В этом послании гения заложено так много культурных кодов, что оно никогда не будет разгадано до конца. Оно будоражит сознание, заставляет вновь и вновь пытаться заглянуть в эту идеальную раму, где отражается вся русская жизнь и чувства людей во все времена.
Отчего Чайковский назвал свое создание лирическими сценами? Ведь там только искореженные, разбитые судьбы. Все герои — непоправимо несчастны. Каждый совершает ошибки и хочет повернуть время вспять, чтобы иметь возможность выбрать иной путь. Но это невозможно!
Сколько времени прошло между первой и последней встречей Татьяны и Онегина? Пушкин дает точные указания — чуть больше четырех лет. У Чайковского это — вся жизнь. Светлые романтически грезы на ее пороге, боль от столкновения с реальностью, утраченные иллюзии, умирание чувств… Золото осенней листвы все ясней перечеркивают скрюченные черные ветви, но и их засыпает траурный белый снег…
С постановки оперы «Евгений Онегин» в Театре оперы и балета УР начиналось освоение классического репертуара. В год 175-летия Чайковского театр вновь возвращается «Евгению Онегину», но уже на более зрелом уровне, стремясь расслышать в гениальной музыке созвучие современности, понять то, что было скрыто от предыдущих поколений.