Пассажирские перевозки на железных дорогах необщего пользования особенно востребованы среди жителей населённых пунктов со слабой транспортной доступностью. В их числе малонаселённые пункты, отдалённые от крупных инфраструктурных узлов, а также моногородов и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
Сейчас в ряде регионов для пассажирских перевозок иногда используются узкоколейные ж/д пути, которые связывают жителей отдалённых точек с «большой землей». Организация таких перевозок по текущему законодательству незаконна. Что касается частных ж/д путей, принадлежащих предприятиям, то на них пока осуществляются только перевозки сотрудников. Обращение экспертов общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) к Минтрансу преследует цель разработать механизм легализации пассажирских перевозок на частных ж/д путях и сделать их владельцев полноправными участниками нового рынка.
Первоочередная задача — создать инструменты стимулирования собственников таких ж/д путей, чтобы несмотря на неизбежные затраты по развитию и поддержанию инфраструктуры пассажирские перевозки были выгодны для них. Сейчас в подавляющем большинстве случаев частные железные дороги используются для грузоперевозок — транспортировки сырья, готовой продукции, стройматериалов и так далее. Логично, что для организации пассажирских перевозок надо улучшить ряд инфраструктурных параметров, связанных главным образом с уровнем безопасности.
Эксперты предлагают разработать основные технические требования, которые необходимы для безопасных перевозок людей, и легализовать их. Это значительно упростит финансирование проектов благоустройства частных ж/д путей. Субъекты РФ смогут перечислять предприятиям-собственникам средства точно таким же образом, как и пригородным пассажирским компаниям, работающим на ж/д путях общего пользования.
Если пассажирские перевозки на частных ж/д путях легализуют, то это повысит долгосрочный спрос на эту ж/д-инфраструктуру и обеспечит её устойчивое развитие за счёт дополнительного источника дохода. Учитывая, что предприятия-собственники сейчас часто ограничиваются минимальными инвестициями в эту инфраструктуру, как только меняется логистическая ситуация, потребность в конкретной ж/д магистрали может исчезнуть, и её инфраструктурный ресурс расходуется впустую. В свою очередь, регулярные пассажирские перевозки обусловят более эффективное её использование.
Олег Шевцов, генеральный директор АО Трансэнерком