Любая беседа с мошенником рано или поздно упрется в деньги.
В прошлом году доверчивые свердловчане отдали мошенникам в общей сложности более 2,7 миллиарда рублей. За десять месяцев 2024 года сумма обманом украденных у наших земляков средств составляет уже 3,5 миллиарда. Злоумышленники придумывают все новые схемы для выманивания «наших кровных», используя для этого самые изощренные психологические уловки и современные технологии.
Правоохранительные органы держат вопрос на особом контроле. В Главном управлении МВД РФ по Свердловской области противодействием преступлениям в киберсфере занимается специальное подразделение – Управление по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий. Его руководитель полковник полиции Евгений ПОЛУПАНОВ стал гостем редакции «Областной газеты» и ответил на вопросы журналистов и читателей, позвонивших по прямой линии.
Вопросы «ОГ»: Евгений Владимирович, насколько помним, раньше преступлениям в сфере компьютерных технологий занимался отдел «К».
– Отдел «К» – подразделение по борьбе с киберпреступлениями, с преступлениями в сфере информационных технологий – существовал до 30 сентября 2022 года, когда по Указу Президента РФ Владимира Путина на его основе было создано управление по противодействию преступлений в сфере информационных технологий. Сегодня такие подразделения есть во всех региональных управлениях МВД России, в том числе в Свердловской области. В их задачи входит выявление, раскрытие и предупреждение преступлений в IT-сфере.
Фронт работы у нас большой. Это и небезызвестное всем дистанционное мошенничество, и кражи с использованием средств коммуникаций, и преступления в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних в сети Интернет, и противодействие деструктивной информации.
Если смотреть по процентам: каких преступлений больше?
– С начала года в Свердловской области зарегистрировано порядка 50 тысяч преступлений. Треть из них – преступления в сфере информационных технологий. Из этой трети преступлений, связанных с неправомерным доступом к информации (статья 272 УК РФ), с созданием и использованием вредоносного программного обеспечения (статья 273 УК РФ), около 6%. А преступлений против собственности (самый массовый сегмент) –мошенничества и кражи, совершенные дистанционным способом, – более половины (7 800 преступлений). Это немалое количество.
Активный рост по дистанционным мошенничествам и кражам мы начали фиксировать с 2016 года. Полагаю, что на протяжении последних лет все получали подобного рода звонки от мошенников.
Вы тоже?
– Ну, конечно. Вообще схем, конечно, очень много. Как и раньше, до сих пор являются «рабочими схемами» обмана для злоумышленников звонки от якобы сотрудников Служб безопасности банков, Центрального банка, ФСБ, правоохранительных органов.
В числе наиболее часто используемых мошеннических схем этого года – звонки от работников «Энергосбыта», якобы с целью бесплатной замены электросчетчиков, или недопущения отключения электричества. Для этого они предлагают установить на телефоне некое приложение, ссылку на которое посылают через мессенджер. Приложение, причем, визуально внушает доверие, может называться «Энергосбыт.apk», «Энерго +.apk» или еще как-то похоже. Но на самом деле это вредоносное программное обеспечение. После того, как человек под воздействием мошенника произведет набор определенных действий по установке, все – преступники завладевают доступом к его устройству. Экран мобильного телефона гаснет, при этом мошенник уверяет: это нормально, что сейчас все будет настроено и заработает как надо. Реально же благодаря этому вредоносному приложению мошенники получают доступ ко всем данным потерпевшего, и через какое-то время с его банковских счетов начинают выводиться денежные средства.
Еще одна популярная мошенническая схема – звонок из поликлиники. Предлагают пройти бесплатно диспансеризацию, флюорографию, получить результаты обследования, поменять медицинский полис и т. п. И для этого опять-таки нужно установить особое мобильное приложение «ЕМИАC.apk». В результате итог аналогичен – злоумышленник завладевает доступом к мобильному устройству и приложениям, включая банковским.
Также злоумышленники могут представляться, например, оператором сотовой связи с требованием срочно продлить договор, иначе вас прямо сейчас отключат от связи или вы потеряете свой телефонный номер, или перейдете на невыгодный тариф. Цель звонка одна – получить от вас информацию о коде доступа из СМС-сообщения к личным кабинетам на различных Интернет-ресурсах. Например, к личному кабинету портала «Госуслуги». Для этого преступники предлагают продиктовать код сообщения, который приходит на абонентский номер. И потерпевшие, несмотря на то, что в самой эсэмэске написано «никому не сообщайте данные», тут же их сообщают.
Далее доступ к «Госуслугам» у потерпевшего блокируется. Он идет в МФЦ восстанавливает его. Но злоумышленники за это время уже, как правило, выгружают все личную информацию, связанную с пенсионными отчислениями, данные трудовой книжки
и другую информацию, которую потом могут использовать в разговоре с потерпевшим.
И тут начинается вторая часть обмана потерпевшего – производится второй звонок. По ту сторону трубки представляются службой безопасности «Госуслуг», говорят, что до этого звонили мошенники, что данные украдены и обещают решить все проблемы: «Мы работаем совместно с ФСБ, с Росфинмониторингом, сейчас оттуда позвонят и нужно беспрекословно выполнять все инструкции». Потерпевший, конечно, уже понял, что стал жертвой обмана и готов на все, чтобы исправить ситуацию.
Наступает следующая часть многоходовки. Новый позвонивший мошенник уже представляется сотрудником ФСБ или Росфинмониторинга. Он уверяет, что все контролирует, что звонившие изначально мошенники, воспользовавшись данными с «Госуслуг», намерены получить кредиты во всех банках, каких только возможно, и увести денежные средства на свои преступные счета либо на финансирование вооруженных формирований Украины. Так что потерпевший, по их словам, еще и станет пособником террористической деятельности или преступного режима. А то и вообще на него уголовное дело заведут.
Все это происходит в режиме мощнейшего прессинга, морально-психологического давления. Это один из методов социальной инженерии, позволяющий вывести человека из стабильного состояния. Звучит ключевая фраза: нужно срочно на безопасный счет вывести ваши деньги. Но на самом деле такие понятия, как «специальный счет», «безопасный счет», это как раз те маркеры, которые говорят о мошеннической схеме.
Потерпевший под таким давлением начинает действовать по инструкции преступников. Приходит в банк, снимает все свои вклады, сбережения. Казалось бы: уж куда безопаснее – деньги в твоих руках. Но нет! Человек с наличными идет к банкомату и переводит деньги на подконтрольные мошенникам счета. А нередко его еще и уговаривают взять так называемый зеркальный кредит и опять-таки все деньги положить на «специальный безопасный счет».
Что такое «зеркальный кредит»?
Это когда злоумышленник говорит потерпевшему: вашими данными завладели мошенники, и, чтобы они не смогли взять от вашего имени кредит в банке, вы должны взять его первым. Так сказать, чтобы упредить. А далее – по схеме: деньги переводятся на «безопасный счет».
Конечно, сейчас ведется колоссальная работа по взаимодействию МВД, Центрального банка, финансовых учреждений, операторов связи с целью противодействовать таким схемам. Ведется глобальная пропагандистская работа со стороны Главного управления и территориальных подразделений МВД. Мы доводим до граждан новые способы мошенничества, предупреждаем, разъясняем, как им действовать в случаях столкновения с ними.
Работаем с банками по упреждению, а также блокированию денежных средств, поступивших на подконтрольные мошенникам счета. Так, с 25 июля 2024 года вступили в законную силу Федеральные законы, которые позволяют МВД, Центробанку и банковским учреждениям обмениваться информацией о фактах правонарушений, операций, осуществляемых без согласия клиентов, и упреждать вывод средств с дропперских счетов.
Прецеденты уже есть. Счета блокируются, средства возвращаются потерпевшим.
Вопрос от читателя «ОГ» Елены Витальевны из Екатеринбурга: У меня на днях мошенники похитили мои «Госуслуги». Я обратилась в МФЦ, в полицию, в налоговую инспекцию. Везде очень быстро и оперативно приняли меры. Когда я стала проверять по инструкции из МФЦ, выяснилось, что на «Госуслугах» отображен IP-адрес тех, кто туда зашел. Вопрос: если я предоставлю этот адрес в полицию, это поможет как-то обезвредить мошенников?
– Да, конечно, эта информация нам поможет. Действительно, на «Госуслугах» фиксируется верификация, последние заходы в личном кабинете. Я так полагаю, что под каким-то предлогом вы передали информацию из СМС, и мошенники вошли в ваши «Госуслуги». Вы восстановили и увидели, с каких адресов в ваш личный кабинет заходили. Заявление вами подано в территориальное подразделение полиции. Состав преступления у этих злоумышленников уже есть: это неправомерный доступ к компьютерной информации. Вам необходимо предоставить данные по IP-адресам, и эту информацию мы, конечно же, проверим. Постараемся определить их принадлежность.
Вопрос «ОГ»: К вам обращаются, когда уже «ой». А есть смысл звонить в полицию и сообщать, что мне звонили мошенники, но у них ничего не вышло?
– К сожалению, эффект от таких обращений минимальный. В основном злоумышленники звонят с мессенджеров: через «Ватсап» или «Телеграм». Вычислить их по этим номерам практически невозможно, они виртуальные. Кстати, важно помнить: ни одна государственная структура обращаться к вам через мессенджер не будет.
Вопрос от читателя «ОГ» Валентины Александровны из Верхней Синячихи, 85 лет: Живу одна в частном доме. От соцпомощи по договору мне помогала семья из трех человек (называет фамилию. – Прим. «ОГ»). Я им доверяла. Услуги оплачивала. Мне родственники подарили девять лотерейных билетов «Мечталион». Я дала билеты проверить этой семье. После чего они пропали: и билеты, и люди. Обратилась к участковому, мне отказали в связи с недостатком улик.
– Валентина Александровна, я записал информацию. Давайте мы свяжемся со с сотрудниками полиции Верхней Синячихи. И уточним информацию по этому факту: есть там состав правонарушений, причинен ли ущерб. Разберемся.
Вопрос ОГ: Есть ли примеры удачного разрешения дела, когда человеку возвращали похищенные средства?
– Конечно. Мы же не только занимаемся профилактикой. Прежде всего мы – оперативное подразделение, которое занимается выявлением и раскрытием преступлений.
Есть реализации, когда мы задерживаем злоумышленников, содействовавших совершению преступлений. Большинство мошеннических действий идет с сопредельных государств – Украины, Польши, Грузии и других. Но есть лица, которые помогают им на территории нашей страны. Их задержания проходят регулярно.
В этом году была успешная большая реализация: взяли кол-центр, который действовал на территории Российской Федерации. Злоумышленники задержаны и содержатся в СИЗО, идет следствие.
В Москве уже были случаи, когда мошенники пользовались технологией дипфейка: на видео подменялось лицо человека и голос. А как у нас?
– В Свердловской области зафиксированы случаи, когда подделывался голос звонившего. Как правило, звонки идут через «Телеграм», звонят от имени бывшего руководителя или от вышестоящего действующего руководителя. Речь идет не о взломе аккаунта, а о подложном аккаунте, созданном от имени человека, с использованием его фотографии.
Но вы правы, технологии развиваются: пока у нас подделывали только голос, но ко всему надо быть готовым. Самым лучшим способом здесь будет положить трубку и перезвонить на обычный номер человека, а не на мессенджер. Это вас обезопасит.
Мошеннических схем много, и появляются все новые. Злоумышленники тоже не стоят на месте, следят за информационной повесткой. Сейчас, к примеру, в преддверии новогодних праздников, когда все покупают подарки, наступает время активности граждан при совершении покупок, мошенники также активизируются – создают фейковые аккаунты в соцсетях, маркетплейсах, фейковые сайты.
Мошенники размещают объявления о продаже товаров с большими скидками, а на самом деле пытаются украсть ваши деньги или данные. Как противостоять этому?
Прежде всего быть внимательными. Любой звонок или СМС с незнакомого номера изначально должны вызывать недоверие. Это первый маркер, чтобы задуматься. Второй маркер: любая беседа с мошенником рано или поздно упрется в деньги. Третий – огромные суммы: лжеброкеры предлагают под 1 000% доходности. Такого не бывает, бесплатный сыр – только в мышеловке. Четвертый – у вас настойчиво пытаются выведать данные карты или персональные данные.
Последний и, пожалуй, главный маркер. Мошенники свою жертву постоянно подгоняют, эмоционально и психологически раздергивают: все нужно делать быстро, решения принимать немедленно. Не давая вам спокойно проанализировать услышанное. В таких случаях нужно просто положить трубку и подумать, а что же, собственно, происходит?
Михаил БАТУРИН, «Областная газета», 11.12.24
Материал подготовлен при содействии пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области (В. Н. ГОРЕЛЫХ)