Организаторы Международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия» провели финальный пресс-тур по работам художников 2024 года. В общей сложности за юбилейный сезон Екатеринбург уже украсили 12 граффити, еще 4 художники закончат в ближайшее время.
Об особенностях работ рассказали заместитель Главы Екатеринбурга Марина Фадеева, директор Департамента общественных связей Екатерина Форукшина и руководитель «Стенограффии» Анна Клец:
- Арт-объект «TheWarmthRoom» (проспект Ленина, 20).
Граффити в фактурную стену дома органично вписал художник из ОАЭ Мохамед Ахмед Альмансури. Чтобы его техника максимально раскрылась, было решено выбрать необычное, сложное «полотно», которое до этого долго искало своего хозяина.
- Граффити «Без названия» (улица Попова, 31).
Идею создания работы для фестиваля художником из города-побратима Екатеринбурга – Гуанчжоу – предложили в Департаменте молодежной политики и международных связей Администрации Екатеринбурга.
«Проект получил личную поддержку Главы Екатеринбурга Алексея Орлова. Для нас он имеет особое значение, поскольку Екатеринбург и Гуанчжоу являются городами-побратимами уже 22 года, в каждый из которых проводились совместные проекты» – отметила Марина Фадеева. По ее словам, две фарфоровые птицы, изображенные автором с ником Nut, символизируют Екатеринбург и Гуанчжоу, связанные братскими узами.
- Граффити «Александр Невский» (Университетский переулок, 11).
Граффити «Александр Невский» у станции метро «Площадь 1905 года» знакомо всем. Однако немногие знают, что на его месте должен был появиться другой арт-объект под названием «Мокьютектура» (от «мокьюментари» и «архитектура»). Вскоре задуманное исполнится, а сейчас полководец стараниями фестиваля и Кирилла Ведерникова уже переехал в обновленном виде в другое место, где граффити лучше вписано в контекст пространства, – к Собору Александра Невского. Церковь, которую на мурале тот бережно держит в руках, символизирует культуру.
- Граффити «Сквозной процесс» (улица 8 Марта, 78 «б»).
Для создания нежной, воздушной и легкой в своей неидеальности работы Вера Ширдина попросила организаторов не готовить стену, оставив шероховатости, оставленные временем. Граффити заставляет задуматься о важности момента. И именно в моменте создания родилось его название.
- Граффити «Без названия» (улица Мичурина, 205).
ArisOner, родившийся в России и переехавший в пятилетнем возрасте с родителями в Берлин, скучая по Родине, вспоминает и переосмысливает русский алфавит и классику литературы. С первого взгляда сложно разобрать, но, зная, что слова расположены автором сверху вниз, можно прочитать цитату из повести «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких: «Среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же».
- Мурал «Уличное краеведение» (улица Бажова, 139).
Еще один мурал, пришедший на смену старому, только при этом не сменивший своего расположения. Работа команды SPEKTR, как и предыдущая, обращается к творчеству Павла Бажова, но уже в современном прочтении. Уральская мифология связана здесь не только с технологиями, но и общечеловеческой историей. Образ Хозяйки Медной горы отсылает к Афродите и Венере, число 29 возле ее имени – к номеру меди в периодической таблице. Приложение «Рудознатец» кажется аналогом популярной игры «Minecraft», а Венера неспроста обрамлена справа римским числом «XII» – так авторы напомнили о «Венере-12», советской автоматической межпланетной станции, запущенной по программе исследования этой планеты.
Узнать все авторские отсылки можно будет совсем скоро, когда здесь появится отсылающий на страницу QR-код с объяснениями и маршрутами по Уралу.
- Арт-объект на заборе «Нет на свете силы более могущественной, чем любовь» (улица Карла Либкнехта, 38 «а»).
Этот арт-объект отличается особенной историей создания. Ей поделилась Екатерина Форукшина: «Автором эскиза является омская команда "Крепкий палец", которую вдохновила фраза великого русского композитора Игоря Стравинского. Однако создавали работу не профессиональные художники, а глухие и слабослышащие жители Екатеринбурга. В процессе приняли участие более 30 взрослых и детей с ограниченными возможностями слуха и волонтеры». Именно поэтому буквы фразы продублированы их аналогами из жестового языка.
- Граффити «Любовь на разных языках» (опора Макаровского моста).
Украсили и без того впечатляющий каждого проезжающего своим величием Макаровский мост художники Sneakhotepиз ОАЭ и екатеринбуржец Вася Bas. Изначально планировалось, что они займутся другими арт-объектами, меньшими по размеру. Поэтому работа над граффити, отражающим связь и объединение двух культур, велась в сжатые сроки практически круглосуточно. Из пяти опор две расписал Вася Bas, еще две – Sneakhotep, а над опорой посередине они работали вместе.
- Граффити «Летний вечер» (будка за Макаровским мостом вдоль улицы Гражданской).
Работа «Летний вечер» Сергея Акрамова идейно переплетается с садами фестиваля «Атмофест», которые с текущего года сохранятся и далее. В нее он включил обязательные атрибуты летнего вечера: зелень, звездное небо, плед для пикника, отрывки неспешных разговоров ни о чем. Граффити как бы схватывает момент, отражает его красоту и мимолетное счастье.
Кроме вышеупомянутых работ, в рамках фестиваля уже были закончены граффити «Игровая площадка» (улица Белинского, 165 «б»), TricolorUnification(улица Академика Шварца, 18) и арт-объекты «Банка Сгущенки и супа Campbell’s». Художники также заканчивают граффити-джем «Кириллица на улице» (забор вдоль пешеходной дорожки Центрального стадиона), граффити «Мокьютектура» (улица 8 Марта, 13), «Доброе утро!» (улица 8 Марта, 203) и граффити-джем от DestroyersStyleCrew(Саранинский переулок, 7).
В дальнейших планах «Стенограффии» – выпуск онлайн-карты по новым арт-объектам и создание аудиоэкскурсий.
Текст подготовила Дарья Соломеина, фото Анны Иванюк