В 1819 году между Верх-Исетским заводом и Екатеринбургом был заложен бульвар, спроектированный архитектором Михаилом Малаховым. Назван он был по имени завода – Верх-Исетским.
До начала XIX века границей города в западной части являлись столбы Московской заставы, открывавшей Московский тракт. Верх-Исетский завод и жилая застройка вокруг него не входили в черту города.
Бульвар начинался от Московской заставы, к которой подходил Московский тракт, и каждый, кто заезжал в Екатеринбург с западной стороны, мог наблюдать эффектную перспективу, открывавшуюся меж двух березовых аллей. Горожане любили устраивать здесь променад и массовые катания. Здесь же впоследствии стали появляться спортивные и культурные учреждения: ипподром, велодром и народный дом. Сейчас на месте ипподрома находится парк XXII Партсъезда.
26 сентября 1824 бульвар посетил русский император Александр I, который приезжал с визитом на Верх-Исетский завод. Сопровождавший его лейб-хирург Тарасов написал: «26 сентября, после обеда, император осматривал находящийся подле самого Екатеринбурга Верх-Исетский корнета Яковлева завод, который красотою своего устройства, местоположения и великолепными строениями как бы составлял лучший квартал Екатеринбурга, с которым он соединялся прекрасно устроенным бульваром».
В начале 1930-х годов Верх-Исетский бульвар благоустроили, проложили по нему трамвайную линию на ВИЗ, и он приобрел современный вид. После реконструкции в его центре появились аллеи. И именно он в те же годы стал первой в Екатеринбурге асфальтированной улицей.
В настоящее время протяженность бульвара составляет более 600 метров, он является магистральной улицей уральской столицы. Верх-Исетский бульвар начинается от площади Коммунаров и идет до перекрестка улиц Мельникова, Кирова, Долорес Ибаррури и Крылова.
Текст подготовила Елена Порунова, фото Федора Серкова