Строительство заводской плотины на Исети завершилось 7 сентября 1723 года.
Возведение столь масштабного сооружения было необходимо в связи со строительством в 1723 году металлургического завода на Исети. А так как механической силой в то время служили лишь водяные двигатели, то создание водохранилища — плотины — было первостепенным делом. К слову, для того чтобы привести в движение многочисленные механизмы завода, требовалось обеспечить работу 50 водяных колес. Нужный напор воды и должна была создать заводская плотина.
Строили плотину крестьяне, прикрепленные к заводу Камышловской, Красноярской, Ощепковой, Белослудской и Тамакульской слобод Верхотурского уезда.
Уральские мастера для нижней части сооружения применили дерево, неограниченно долго сохраняющееся под водой, а для верхней — каменную кладку. Основу плотины составили деревянные, рубленые в шпунт ряжи — деревянные срубы. Внутренность ряжей и пространство между ними были плотно забиты глиной. Верх плотины был земляным. Мокрый откос, вначале засыпанный глиной, впоследствии был снабжен каменной одеждой.
Огромное по тем временам сооружение было возведено за полгода — с марта по сентябрь.
За всю историю своей работы плотина множество раз меняла свой внешний облик. Так, в 1878 году в заводских корпусах расположились главные мастерские Пермской железной дороги, позднее преобразованные в Вагоноремонтный завод имени Воеводина. Сейчас трудно представить, что прямо из ворот Исторического сквера по улице Малышева двигались поезда.
После того как старый завод был закрыт, было принято решение сделать территорию местом отдыха, расчистить от построек и создать место для отдыха и развлечений. В 1973 году, к 250-летию Екатеринбурга, Исторический сквер приобрел современный вид.
Текст подготовила Екатерина Самсонова, фото Алины Шешеня