В Свердловской области завершился 35-й Открытый фестиваль документального кино «Россия». В этом году за награды боролись 35 картин из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Краснодара и Белоруссии. Лауреатов объявили в екатеринбургском Доме кино, Гран-при юбилейного смотра присудили фильму «Я иду домой» Владислава Рыткова. Фестиваль прошел при поддержке министерства культуры Российской Федерации. «Областная газета» — информационный партнер смотра.
Зрители отдали голос Балабанову
«Россия» носит статус старейшего смотра неигровых фильмов в стране. Старейшего и одного из самых престижных: по конкурсной программе этого фестиваля всегда можно понять уровень документалистики сегодняшнего дня — все лучшее, снятое за последние год-два, точно привезут в Екатеринбург, будь то кино из самых далеких уголков страны и постсоветского пространства или звучащие на весь мир наши претенденты на «Оскар». Честь и хвала отборщикам, которые ежегодно из почти полутысячи работ (а в этом году даже чуть больше) отсеивают действительно самое яркое, значимое, актуальное. То, за чем нам, зрителям, предстояло наблюдать практически нон-стоп целую неделю.
От юбилейного фестиваля публика всегда ждет чего-то большего. Большего количества площадок, участников, параллельных программ. Организаторы фестиваля со своей стороны сделали для этого все и где-то, наверное, даже больше, чем могли. Чуть подвело финансирование. Как и многие в этом году, устроители фестиваля «Россия» очень рассчитывали на поддержку Президентского фонда культурных инициатив, тем более уже несколько лет гранты от ПФКИ на проведение фестиваля давали. В этом же году фонд сделал ставку на новые смотры, новые мероприятия. Всех можно понять, но, увы, «Россия» лишилась возможности онлайн-трансляций, благодаря которым к показам присоединялись другие города Свердловской области и зрители за пределами нашего региона, а также возможности привезти режиссеров, создателей картин. Оттого на церемонии награждения с десяток раз на сцену выходил представитель Почты России — компании доверено доставить призы победителям. Уверены, что награды доедут в целости и сохранности и принесут адресатам немало радости, но у зрителя увидеть тех, кто снял эти замечательные работы, не получилось, как не получился и полноценный очный диалог между создателями и публикой — то, за что мы особенно ценим этот фестиваль.
Приз Уполномоченного по правам человека в Свердловской области за гражданскую позицию Татьяна Мерзлякова вручает героине фильма «Я найду тебя, отец» — Элеоноре Дюпуи. Ее отец был русским солдатом, а мать — австрийкой, их история началась в 1945 году в Санкт-Пёльтене, а в апреле 1946-го родилась Элеонора. Уже около тридцати лет она ищет своего отца. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Залы же «России» были традиционно полными, а программа сильной. И за Приз зрительских симпатий вели упорную борьбу порядка десяти фильмов, а победил… Балабанов. Точнее режиссер Константин Смилга с полнометражной картиной «Алексей Балабанов. Послесловие». Алексей Октябринович, как известно, наш земляк — родился и жил в Свердловске, четыре года проработал на Свердловской киностудии, пока не поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Про его режиссерские заслуги, наверное, писать не имеет смысла, но имеет смысл о них смотреть — как раз в новой картине, которая отличается от парадных телевизионных фильмов хотя бы тем, что начинается с кадра, где Балабанов сидит на своем неубранном диване и собирается показывать гостям отрывки из своих первых фильмов…
Этот спонтанный показ и откровенная беседа случились уже после записи интервью с режиссером для фильма «Сергей Бодров. Где ты, брат?». Говорили о старте в профессии, о том, как он придумывал свои кинохиты и о том, потеряют ли они актуальность со временем.
— Я как Пырьев. Устарею и всё. Раньше людям нравились его фильмы, а сейчас никто не будет их смотреть, как раньше. «Трактористов» там и другие картины. Сейчас все работают с 3D, а я и с интернетом-то не дружу. Всему свое время, и настоящее кино после 50 снять уже нельзя, — говорит Алексей Балабанов с экрана.
Этот спокойный, без надрыва, монолог и подкупает зрителя. Перед нами очень мудрый человек, который все про себя и свое место в кинематографе знает, не питает ненужных иллюзий, никого ничему не учит, но с которым интересно. Интересно все 74 минуты, сопровождающиеся отрывками из его фильмов и дневников с 1983-го по 2012 годы.
Сразу же следом в зрительском рейтинге идет работа неоднократного призера и победителя «России» Наталии Гугуевой. «Верные» — фильм о людях, последовавших в ссылку за царской семьей, среди которых не было ни одного родственника царя и царицы, ни одного члена царской фамилии, но которые были готовы разделить с ними трагическую участь. Часть съемок естественно прошла в нашем регионе. Работа, помимо зрительского признания, получила еще и Приз администрации Нижнего Тагила, в этом городе, напомним, работала одна из трех площадок фестиваля.
В этом году не вручался Приз Российского архива кинофотодокументов, а жаль, потому что в программе была картина, которую могли бы отметить именно архивы. Фильм называется «Старое радио» в честь одноименного проекта музыканта Юрия Метёлкина — в прошлом вокалиста ВИА «Синяя птица». Он на протяжении уже многих лет занимается спасением и восстановлением фонограмм — радиоспектаклей, записей выступлений легендарных артистов, известных передач. Когда собственники помещений, где хранятся пленки, говорят о желании избавиться от «ненужного хлама», приходит Юрий — забирает, оцифровывает, передает в архивы. Одной из самых ценных записей считает пленку с голосом Бориса Пастернака, который пришел к именитым соседям в гости и читает только что написанные стихи романа «Доктор Живаго». История записи тоже очень любопытна, и об этом, конечно, рассказано в фильме.
Режиссер, автор сценария, оператор, продюсер. Все это о Николае Цонку, отмеченном спецпризом жюри за фильм «Штурмовики». Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Он просто идет домой
Теперь к обладателям основных призов. О сложности выбора лучших из лучших на церемонии сказал режиссер, член жюри фестиваля из Екатеринбурга Павел Фаттахутдинов.
— Список победителей, если бы был другой состав жюри, мог сильно поменяться. В программе много достойных работ, и выбирать среди них нам было очень сложно, — говорит Павел Фаттахутдинов. — При том, согласитесь, весьма непросто сравнивать работу съемочной группы, которая вместе с бойцами находится на передовой линии, и работу группы, снимающей, скажем, в отдаленной мирной деревне.
Но коллегия сумела соблюсти баланс, при этом приняв справедливое решение.
За операторское мастерство в этом году отмечен Никита Аниськин, причем сразу с двумя фильмами — «Против ветра» и «Народный герой». Первая картина повествует о Гульфире с севера Дагестана. Там некогда зеленая Ногайская степь превращается в пустыню, и героиня со своей бригадой ежедневно проходя много километров, втыкая в сухой песок тонкие прутья в надежде, что кустарник приживется и остановит песок. Эта работа (режиссер Татьяна Соболева) так же признана лучшим полнометражным фильмом смотра. «Народный герой» (режиссер Владимир Головнёв) — история о блогерах, появившихся в самых, казалось бы, не приспособленных для этого местах — это жители стойбищ, яранг, чумов, аулов. Они создают свои аккаунты, и это в корне меняет их жизнь. Если вам не удалось увидеть картины во время фестиваля, ищите возможность посмотреть их онлайн, они того стоят.
Первокурсник ВГИКа Амир Аббясов снял картину «История одной мечты», которая не только попала в конкурс «России», но и принесла автору приз за лучший дебют. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Фильмы, получившие специальный приз жюри и Гран-при «России», оказались созвучны — оба повествуют о самых важных событиях сегодняшнего дня. Спецприза жюри удостоена картина «Штурмовики» Николая Цонку. Автор фильма — актер и военный продюсер, отправился добровольцем на фронт и вместе со штурмовиками 71-го полка на одном из самых опасных участков Запорожского фронта едет вытаскивать своих боевых товарищей. Фильм снят в реальных боевых условиях при взятии Работино. На фестиваль Николай Цонку приехал лично — общался с публикой, это были и обсуждения в зале, и неформальные встречи в фойе Дома кино, зрители будто не хотели его отпускать. Для Николая этот приз стал первым.
— Поздравляю всех моих фронтовых братьев с высокой наградой! Отдельная благодарность легендарному 71-му гвардейскому мотострелковому полку 42-й дивизии за храбрость, мужество и героизм. Эту тяжелую статуэтку я посвящаю всем штурмовикам, вы крутые парни, вы герои, — сказал Николай Цонку.
Гран-при присудили фильму «Я иду домой» режиссера Владислава Рыткова. Главный герой картины — заместитель командира разведвзвода. Его отца и сыновей, мирных людей, убили в 2014-м на Украине.
— Он бросил все — хорошую работу, друзей — и уехал воевать. В 2023-м он освобождает Артемовск, выводя стариков, женщин и детей из-под обстрелов. Он никому не мстит. Он просто идет домой, — говорят создатели картины.
Этот фильм не может оставить равнодушным. Настоящее кино, снятое в самых опасных условиях — во время штурма, под обстрелами, в момент захвата противников в плен. У зрителя есть возможность увидеть все эти события своими глазами. А еще увидеть спасенных людей, услышать их истории и плакать вместе с ними. По-другому смотреть эту картину невозможно.
Документальный марафон финишировал на самой высокой ноте, увиденные картины еще ни один месяц будут со зрителем. Чуть выдохнув от пережитых эмоций, будем ждать следующего, 36-го фестиваля.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Екатеринбурге состоялся последний съемочный день фильма Андрея Кима «Бажов. Одолженное время»
Опубликовано в №226(10037) от 9 октября 2024 года.