Ленивые дети или не мотивирующие учителя? Причин много, в том числе и то, что в школах не натаскивают детей на решение ОГЭ, а некоторых задач просто нет в программе
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
В Екатеринбурге сразу 22 ученика 60-й школы завалили ОГЭ по математике. Оказалось, что это не единственное учебное заведение, где дети повально не смогли написать экзамены. Таких школ в городе как минимум шесть, и везде десятки учеников, не справившихся с испытанием, в частности — с геометрией.
Кто же виноват в произошедшем: учитель, сложные задания или родители, которые не взяли учебу детей под свой контроль? Прочитайте, что думают о проблеме читатели E1.RU.
В 2023 году очень много учеников не смогли с первого раза сдать ОГЭ по математике. Официальной статистики пока нет, но, по словам екатеринбуржцев, есть школы, где предмет завалили куда больше, чем 22 человека. Многим не хватило всего одного балла.
— 81-я школа, из двух классов не сдали 34 человека. Это кошмар какой-то, — пишет Антонина Савенко.
— Лицей № 159, 14 человек из класса! Отправили на пересдачу в сентябре. У сына была твердая четверка за все четверти, и так же одного балла по геометрии не хватило. Действительно, задания по геометрии были другие, гораздо сложнее. И куда им? В 10-й класс не берут, в колледжи тоже. Работать? Возраст не подходит. Пойду в министерство образования, — рассказала E1.RU другая мама.
— Вот еще бы и 35-ю школу проверили. Сын не сдал математику, хотя и на платные занятия ходил, и на бесплатные консультации в школу. А учительница мне лично сразу сказала: он не сдаст. И никто больше не сообщил, что делать дальше. Обычно родителям хотя бы звонят. Тут тишина. О двойке узнали с сайта Gia66, — пишет другая мама.
— У меня то же самое: по алгебре перебор, а по геометрии одного балла не хватает. В школе № 127 не сдали 24 ученика, подали на апелляцию — никакого результата. Будем пересдавать в сентябре, — расстраивается наша читательница.
№ 127, 35, 85 и 64" title="C экзаменом по математике не справились также в школах № 127, 35, 85 и 64" class="_06Zgu" />
C экзаменом по математике не справились также в школах № 127, 35, 85 и 64
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
— Школа № 64, очень много ребят не сдали ОГЭ. Подготовка никакая, консультаций минимум. В наше время, видимо, только за деньги можно подготовиться, жаль, раньше такого не было, — уверена другая екатеринбурженка. — Учителя даже в школах умудряются платно проводить подготовку, у кого нет денег, надеются на свои силы. Пандемия и дистант сделали свое дело, а страдают теперь только наши дети! Консультации обещают только после 26–28 августа. Почему не дают возможность проводить консультации и пересдать в августе, а не 4 сентября, и поступить в колледж, как все? Где останутся места в сентябре — на сварщика, токаря?
— Юго-западный район, 85-я школа. 30 детей не сдали математику, и мой в их числе, — говорит читательница Екатерина. — И это только математика! Я, когда узнала эту информацию, была в шоке. Думаю, ну это мой ребенок безответственный и надеется на авось, на соревнования часто ездила, не смогла усвоить какую-то тему, а с остальными детьми-то что? Хотя другие предметы сдала с первого раза.
— В Верхней Пышме в 33-й школе на осень останутся 15 человек, — рассказал читатель E1.RU.
Многие из читателей уверены, что вина в массовом завале лежит не на педагогах или родителях, а в первую очередь на самих детях, у которых просто нет и не было желания учиться и получить хорошую оценку.
— Была организатором на ОГЭ по математике. Задания элементарные. Чтобы получить четверку, достаточно решить первую часть, — поделилась своим опытом читательница E1.RU. — Товарищей, которые надеются списать, видно сразу. Одна девушка начала спрашивать, как правильно вносить ответы в бланк. Это всё объясняется на дополнительных бесплатных консультациях. Так она, хлопая ресницами: «А я на консультации не ходила!» Занавес.
— Вы думаете, что все 20 учеников — отличники? Уверен, что сами они не готовились, уповали на школу, дома всё списывали, вот и результат. Работаю учителем 12 лет, типичные бездельники, понадеялись на авось... — предположил педагог.
— Первая часть ОГЭ — это материал с пятого по седьмой классы: сложение, умножение дробей, примеры на действия со скобками, простейшие геометрические задачи, которые решаются в уме. Если первая часть сделана правильно — это твердая четверка. Так что не сдать — надо еще постараться, — уверен другой екатеринбуржец.
![Многие решили, что виноваты сами дети: как готовились — такой результат и получили Многие решили, что виноваты сами дети: как готовились — такой результат и получили](/ekaterinburg/pictures/84375926/small_picname_2.jpg)
Многие решили, что виноваты сами дети: как готовились — такой результат и получили
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
— Так-то для ОГЭ нормально оценивать часть геометрии отдельно от алгебры. Эти части обособлены от друг друга и связаны лишь тем, что обе части нужно решать.
— ОГЭ — это не самый страшный экзамен, который ориентирован на выпуск буквально всех учеников. Никто не заинтересован в потоплении сдающих. Тут, наоборот, стараются, чтобы ученики сдали как можно лучше да свалили куда-нибудь, — уверена читательница E1.RU.
— Учитель математики в данной школе с педагогическим стажем более 30 лет, — встала на защиту учителя одна из екатеринбурженок. — Много лет готовит к ОГЭ и к ЕГЭ, преподает в вузах Екатеринбурга высшую математику. Она — специалист высшего уровня. Можно до бесконечности злословить о школах и учителях, а можно просто самим постараться. Есть школы, куда просто собирают обучающихся, от которых избавляются «элитные» образовательные учреждения. Если бы школа имела право оставлять на второй год и выставлять заслуженные двойки, то этих гениев не допустили бы до экзамена.
Другая часть комментаторов уверена, что именно родители обязаны следить за тем, как учится их ребенок и готовится ли к экзаменам.
— Если ребенок провалил экзамен — это вина родителей! Они не держали руку на пульсе, не проверяли готовность, — уверена читательница E1.RU. — Учитель учит по учебнику. Учебник не нацелен на сдачу ОГЭ или ЕГЭ хоть на какую-то приемлемую оценку. Если вам надо, чтобы ребенок учился и сдавал, вкладывайте в него свое время и силы сами. Завалили предмет — ничего страшного. Рабочий класс ждет, ничего плохого. Вообще, все ошибки в жизни детей — это ответственность родителей.
— Кому надо, тот сдает. У нас в классе пробник 22 человека на двойки написали. Родители после получения результата ребенка начинают задумываться. Все девять лет контролирую ребенка и интересуюсь ее знаниями, поэтому проблемы сдать ОГЭ по математике не было, — поделилась опытом мама девятиклассницы. — Развернутую часть пришлось порешать, чтобы получить хорошую оценку. Двойки все переписали благодаря «сливу» ответов. Помогайте своим детям, никто, кроме вас, не поможет им.
— На ОГЭ миллион однотипных заданий и примеров за прошлые годы — оно не так сильно меняется. И вот тут суровая правда — завалившие точно так же заваливают любой случайно взятый вариант за прошлые годы. Виноват ли учитель? Скорее всего. Виноват ли дистант? Наверняка. Виноваты ли школьники-лентяи? Несомненно. Но и родители, и учитель могли заставить школьника сдать пробник и узнать, что он завалит — и это было бы очень достоверно, и нервы бы не потратили.
И всё-таки: как можно было допустить, чтобы предмет не сдали столько человек? Одни напрямую винят педагога, другие защищают его, третьи выступают против школьной программы. Прочитайте и их мнения.
— Если всё должны родители, зачем учителя в школе? Закройте школы, всё пусть делают родители. Пусть профессия останется только в вузе. Учитель не выполнил в этой школе свою работу, раз столько детей не сдали экзамен, — убежден комментатор.
— ОГЭ — это определенно стресс для детей. Многим детям сложно сдать, и пересдать не каждый может. В идеале, конечно, дотягивать знания с помощью учителя, так как родители не всю школьную программу помнят и не всегда способны помочь в подготовке детям, — уверена Юлия.
![Другие считают, что задача учителя — заинтересовать в своем предмете так, чтобы всем было интересно заниматься. Ведь не каждый родитель знает наизусть школьную программу Другие считают, что задача учителя — заинтересовать в своем предмете так, чтобы всем было интересно заниматься. Ведь не каждый родитель знает наизусть школьную программу](/ekaterinburg/pictures/84375926/small_picname_3.jpg)
Другие считают, что задача учителя — заинтересовать в своем предмете так, чтобы всем было интересно заниматься. Ведь не каждый родитель знает наизусть школьную программу
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
— Мне кажется, что, когда не сдает куча детей, вопросы должны быть только к преподавателю. Помню, как нас готовили к ЕГЭ. Учитель говорила: «Вот эти задания мы разбирать не будем, так как они университетского уровня». Я как-то спросила, что они тогда делают в экзамене для 11-го класса? Учитель промолчала, но разбирать их так и не стала с нами, — вспоминает другая читательница.
— Хоть и пишете, что учителя ничего не должны, а дети сами виноваты, но 22 человека — это перебор! Учитель, может быть, ничего не должен, но может преподнести свой предмет, даже скучный, так интересно, что все ученики будут сидеть, раскрыв рты, появится желание учить предмет, — соглашается еще один екатеринбуржец.
— Если все знали, что класс отстающий, то почему раньше-то не сигнализировали? Это вопрос к директору, заму и учительнице по математике, — говорит другой читатель.
— Желание учиться, мотивация — это не проблема детей, а проблема взрослых. Нас мотивируют ходить на работу за деньги. Детей пытаемся мотивировать призрачным «успешным будущим», только в их мозгу это нечто абстрактное. Есть два варианта: муштра с пеленок, чтобы для ребенка пахать умственно было нормой с горшка, либо вызывать интерес, — уверен еще один комментатор. — Учеба не должна быть нудной, в виде правил и формул. [Нужно] использовать методы, при которых знания могут быть применены в жизни, и дети будут вовлечены. Чаще всего мы тупо кошмарим вариантом «не будешь учиться — в дворники пойдешь».
— В школе программа обучения не соответствует тому, что в программах экзаменов. У меня двое детей, оба в один голос заявили: если бы не готовились отдельно, никогда бы не сдали ни один экзамен! Поэтому совет всем родителям — однозначно готовиться отдельно к экзаменам вне школьной программы.
— Скорее всего, детям просто не объяснили, что должны быть обязательно решены задания по геометрии. То есть ребенок мог решить все задания по алгебре, а по геометрии не решил — и всё, двойка. Хотя общая сумма баллов при этом высокая.
— Закономерный результат. Сначала запихивают в программу кучу ненужных уроков (и разговоры о важном) и тем самым урезают часы на общие дисциплины, нет необходимого количества преподавателей, а нагрузка на детей, родителей, педсостав увеличивается. И дети должны всё успевать. Учебные часы не резиновые, вместо учебы получается то, что получается, — уверен Павел Ибрагимов.