Организаторы масштабного музыкального просветительского события — региональное министерство культуры и Свердловский областной Дворец народного творчества. В каждый из трех дней форума идет обсуждение проблем и перспектив развития духовых оркестров России, открытые репетиции от профессионалов, а по вечерам — концерты духовых оркестров: профессиональных, ученических, любительских.
Форум собрал представителей 19 субъектов России: Пермский край, Удмуртская республика, Ярославская, Курганская, Самарская, Мурманская, Белгородская, Нижегородская, Вологодская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Челябинская области, Республика Саха (Якутия), ХМАО Югра, Республика Башкортостан, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область. Конечно — свердловчане. Сознательно перечисляю всех в масштабной географии форума, чтоб очевидней был тот интерес, что собрал на Урале профессионалов со всей России.
Свердловская область выбрана для проведения форума не только потому, что в центр России проще добраться из любых ее регионов. Екатеринбург и, в частности, руководитель Губернаторского оркестра Александр Павлов сами выступили инициаторами форума, поскольку на Урале уже более четверти века активны несколько ярких «точек» духового исполнительства: оркестр в ДШИ им. Чайковского в Алапаевске, муниципальный оркестр (выросший из любительского) в Новоуральске, конкурс духового исполнительства в Асбесте, межрегиональный праздник оркестров в Верхней Синячихе… Отсюда в мир большого искусства вышли многие лидеры духового исполнительства в России, а они убеждены: это движение должно быть сильным именно на Урале. Так и происходит.
— Этот форум — закономерная верхушка многих уральских активностей, усилий подвижников духового исполнительства, — подчеркнула на открытии форума и. о. заместителя министра культуры Свердловской области Лариса Вакарь. — Екатеринбург — давно признанный центр многих жанров культуры: театра, музыки, современного танца. Сегодня, мне кажется, можно говорить о нем и как о центре оркестрового, духового исполнительства. Главное — есть энтузиасты: они высокопрофессиональны, с четкой гражданской позицией, которая позволяет и самим развиваться, и помогать решению общероссийских проблем в этой сфере музыкального искусства…
На открытии Всероссийского Духового форума (слева направо) — и. о. заместителя министра культуры Свердловской области Лариса Вакарь, участники форума из Российской академии музыки им. Гнесиных — Владимир Лебусов и Виктор Худолей. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
«Выбираю флейту. Она… легче»
Собственно, чтобы озвучить их и попытаться найти решения — и собрались профессионалы на Урале.
— Сейчас у нас самая большая проблема — с детским образованием, — признается заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Российской академии музыки им. Гнесиных, вице-президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах, профессор, заслуженный артист РФ Владимир Лебусов. — С начала 2000-х идет отток детей, занимающихся на духовых инструментах. Одна из причин — принятое когда-то решение превратить детские музыкальные школы в школы искусств. А в ДШИ очень часто дети (и родители!) отдают предпочтение рисунку или танцам, потому что занятия музыкой — сложнее: они требуют по три-четыре часа в день. В некоторых ДШИ духовых оркестровых отделений просто уже не существует. А из музыкальных инструментов для занятий ребенка родители часто выбирают то, что… бабушке, помогающей растить внука, проще носить. Например, флейту — она легкая. В результате, по статистике, 45 процентов детей-музыкантов занимаются на флейте, второй по популярности инструмент — саксофон. В иных школах — только эти два класса. О каком оркестре можно говорить?! А раз нет этого опыта, соответственно — дальше падает качество оркестрового, ансамблевого исполнительства в колледжах, консерваториях…
Решение проблемы профессионалы видят в усилении внимания к детским школам, а это: зарплаты педагогов, наличие качественных отечественных инструментов, конкурсный набор в музыкальные школы. Частично проблемы позволяет «прикрыть» национальный проект «Культура». Но — не полностью. И не все. А проблем даже в первый день форума было озвучено немало. Наличие профессиональных преподавателей. Создание специальных кружков в школах. Классы по дирижированию в колледжах и училищах. Воспитание профессиональных композиторов и аранжировщиков, для чего должен формироваться государственный заказ. Или такой вопрос — возможность введения в духовой оркестр национальных инструментов разных стран, например — дудук, цимбалы, волынка, свирель. Они разнообразят, тембрально обогащают звучание оркестра. Это высший пилотаж любого профессионального духового коллектива. Но опять же — где взять такие инструменты, кто будет обучать игре на них?
Вопросов много. Форум ставит задачу их системного решения.
Открытая репетиция (мастер-класс) Губернаторского профессионального творческого коллектива Свердловской области «Уральский государственный духовой оркестр». Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
По главной улице с оркестром
Хотя для такой страны, как Россия, само наличие проблемы духового исполнительства кажется странным. Ведь мы так любили духовые оркестры, их живой звук! Не раз приходилось видеть: если где-то в районном городке по главной улице проходил с музыкой духовой оркестр — люди останавливались, замирали. Иногда — со слезами восторга на глазах.
— Знаете, в 2009 году, будучи в Америке, я обратил внимание на их духовые оркестры. Они преподносились как национальное достояние. Но это же не их достижение! — с волнением говорит профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения, дирижер и аранжировщик Виктор Худолей. — В 1930-1940-х годах у нас создавались духовые оркестры в общеобразовательных школах. Повсеместно. А теперь мы в Чикаго смотрим на фестивалях на хорошо играющие оркестры человек в 50-60 (!), в которых, кстати, иногда почти половина — девчонки. Это не профессиональные музыканты. Для них это хобби. Вспоминаю свое детство: да, мы бегали вслед за духовыми оркестрами, так было интересно. Признаюсь: я начинал учиться на баяне (отец потратился, купил дорогой инструмент), но когда в школе появился военный дирижер, организовал духовой оркестр — я «переметнулся» туда. Романтика духового оркестра у нас в генах, видимо. Сегодня этой романтики больше в Германии, Чехии. Играют вместе бабушки-дедушки, дети-внуки. Очень приличные оркестры. И играют на инструментах, которые мы подчас себе не можем позволить…
Однако, как признают участники форума на основе собственного опыта, многие проблемы духового исполнительства неплохо решаются на местах — благодаря пониманию и поддержке руководителей территорий.
— Иногда в разговоре о бытовании музыки в России про наш регион говорят — «в отдельно взятой Свердловской области», — с улыбкой отвечает на вопрос «ОГ» Александр Павлов, руководитель Губернаторского оркестра Свердловской области (ранее известного, популярного как «Урал-бэнд»). — Почему так? Да потому, что на Урале ведется целенаправленная работа по развитию духового, оркестрового исполнительства. Это позиция губернатора, областного правительства по развитию культуры уральцев. 87 школ, где идет профессиональное музыкальное образование, 56 оркестров. А оркестр сплачивает людей. С гордостью говорю: у нас пять профессиональных гражданских духовых коллективов, а в Москве и Питере их нет. Более того, в программе концерта, который мы покажем участникам форума, 18 произведений написаны специально для нашего оркестра нашими аранжировщиками. Это очень важно!..
За дирижерским пультом – руководитель Губернаторского оркестра Александр Павлов. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Никакой нейросетью не заменить уральского дирижера Павлова
Дни форума посвящены разным оркестрам: профессиональным духовым, детским и студенческим, развитию самодеятельного духового оркестрового искусства в малых городах России. Днем — панельные дискуссии, обсуждение проблем, обмен опытом. Вечером — концерты: оркестров профессиональных,
студенческих, любительских. Все вместе и каждый в отдельности оркестры так хороши, заразительны, что на время… проблемы отступают. Восхищает сам праздник Музыки. И кажется: Урал вполне может стать местом Духового фестиваля, подобного знаменитой «Спасской башне». Есть «место встречи». Есть подвижники. Есть первые шаги к возрождению в России духовых оркестров.
На форуме обнародована замечательная новость: нынче в «Артеке» прошла специальная смена, объединившая 300 музыкантов из детских духовых оркестров общеобразовательных школ. Заслуга Министерства просвещения РФ! Возможно, говорят участники форума, духовые оркестры сейчас будут появляться — не только в музыкальных школах, но и общеобразовательных. А это — надежда для возрождения духового искусства вообще в России.
«Духовой — духовный» — эта аналогия тоже звучит на форуме, акцентируя значимость поднятой темы. Правда, «на полях» форума, в кулуарах полушутя-полусерьезно возникает вопрос: не станут ли популярные ныне нейросети, искусственный интеллект влиять на создание музыкальных произведений для того же духового оркестра? Но сами же музыканты, участники форума, убежденно и единодушно отшучиваются: какой нейросетью можно заменить уральского дирижера Александра Павлова?! С его-то романтикой, харизмой, энергетикой…
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что новый рояль появился в детской школе искусств № 1 Каменска-Уральского.