На театральный смотр «Счастливое место» Новый молодежный театр Нижнего Тагила привез спектакль «Кирюша» — глубокое исследование внутреннего мира молодого человека, этапов формирования его личности и столкновение с жизненными трудностями. Основываясь на романе Андрея Битова «Он — это я», режиссер Игорь Лебедев перенес зрителя в советский шахтерский городок, пропитанный духом эпохи.
У этого нижнетагильского театра уникальная аудитория — подростки, молодое поколение, отсюда и выбор темы, проблематики. Здорово, что еще и такой спектакль имел возможность быть представленным на «Счастливом месте», иначе бы полная панорама не сложилась, не хватало бы важного пазла.
В образе рассказчика в спектакле неожиданно появляется писатель Лев Толстой, роман которого Кирюша, к сожалению, так и не дочитал. Фото: Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Главный герой, Кирюша, молодой парень, которого отчисляют из университета из-за пропуска экзамена, вынужден столкнуться с трудностями взросления. Его путь — глубокое внутреннее путешествие, в ходе которого он должен научиться понимать и принимать себя. В маленький город он отправляется, бросив учебу и налаженный быт с родителями в Ленинграде. Там Кирюша собирается повзрослеть.
— На мой взгляд, мне удалось передать основной посыл автора, но, в любом случае, спектакль — это уже новое произведение. Мы насытили его современными смыслами. Кирюша у меня это новый герой — молодой человек, который потерялся и лавирует между стремительными переменами жизни, — говорит режиссер Игорь Лебедев.
— Кирюша очень похож на меня, да и почти на каждого подростка, который находится в переходном возрасте. Когда всё не так, всё не то, планы рушатся, прежние ценности меняются. И в этот момент жизнь подкидывает тебе обстоятельства, в которых тебе сложно и некомфортно, но именно это и формирует в тебе характер, — дополняет исполнитель главной роли Андрей Кошкаров.
С первых минут спектакля мы погружаемся в атмосферу советской повседневности: рабочее общежитие с его шумом и суетой, вечера, наполненные песнями под гитару, дележкой одной пары брюк между двумя друзьями, собирающимися на дискотеку…
Некоторые сцены разворачиваются в зрительном зале, и публика не только наблюдает за развитием сюжета, но и непосредственно участвует в постановке, подсказывая, как поступить главному герою в той или иной жизненной ситуации. Интерактив — уже неотъемлемая часть современного театра.
— Есть три пласта режиссерской работы. Первый — удержать внимание аудитории на протяжении двух часов, второй — эмоциональный, зритель должен испытать сильное чувство от постановки. И третье, самое сложно и главное, — по-настоящему подключиться к происходящему и заставить задуматься, — поясняет Игорь Лебедев.
Перед главным героем стоят экзистенциальные вопросы, на которые он пытается найти ответ, набивая свои «шишки»: взаимная любовь без взаимности, отчисление из университета, страх не оправдать ожидания родителей и другие трудности. Ключевой в понимании Кирюши, по мнению режиссера, является сцена, где герой просит автора «отмотать» день назад, чтобы исправить совершенные ошибки. Часы здесь, конечно, своеобразная метафора на течение времени, которое человек не ценит и бездумно пропускает сквозь пальцы.
Кирюша рассуждает о своей жизни, используя марионетку. Что будет, если воли его характера не хватит… Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Кульминация постановки — момент, когда Кирюше приходит повестка в армию. Прощаясь с любимой девушкой, он просит ее не ждать три года, а поступить в университет и жить дальше. Но героиня обещает поддерживать его и быть рядом в трудные времена. За этой сценой наблюдает капитан, который соглашается дать влюбленным еще один день вместе. В этот момент зритель видит лучшую сторону юноши — его самоотверженность в пользу близкого человека. Это значит — есть надежда, что он найдет верный путь.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что на I фестивале-панораме «Счастливое место» свердловские кукольные театры показали спектакли-эксперименты.
Опубликовано в №220(10031) от 2 октября 2024 года.