Уральский государственный архитектурно-художественный университет дал старт масштабному проекту, ориентированному на популяризацию знаний об архитектуре и искусстве Екатеринбурга и Среднего Урала — Лектория УрГАХУ. На протяжении всего учебного года будут организованы экскурсии и лекции от преподавателей и выпускников вуза, в которых могут принять участие все желающие. Одними из первых в рамках проекта по столице Урала прогулялись корреспонденты «Облгазеты».
Экскурсии от первого лица
— Наш архитектурный университет — кладезь ценных кадров, один из ведущих творческих вузов страны, и в составе которого есть специалисты, систематически организовывающие экскурсии для гостей и жителей города, формируя ту самую региональную идентичность, — говорит Ульяна Пермякова, проректор по воспитательной работе и проектной деятельности УрГАХУ. — Мы запускаем этот проект, чтобы показать — наш университет максимально открыт, имеет колоссальный потенциал и вкладывает серьезные усилия в развитие этого города. Особенность наших экскурсий в глубоком подходе к темам, связанным с архитектурой, дизайном и искусством города. Часть из них проводят сами авторы реставрационных проектов, они расскажут о тех тонкостях, которые точно не узнать из других источников.
Яркий пример работы со знаковыми объектами города представляет собой сам ректор УрГАХУ Александр Долгов, автор реставрационного проекта дома Севастьянова. Но об этом чуть позже.
Первую экскурсию проекта провела преподаватель УрГАХУ, куратор Лаборатории архитектурного наследия, автор телеграм-канала АРХликбез Надежда Елизарова-Бурлакова. Вместе с ней мы прошли от первого каменного здания Екатеринбурга (знаете ли вы — о каком объекте речь?) до архитектурного объекта будущего — штаб-квартиры РМК.
— Я сертифицированный гид, работаю в этом качестве достаточно давно. И когда-то думала, что люди, которые приходят на наши экскурсии, — это те, кто приехал и хочет быстренько, за два часа, увидеть ключевые объекты города. Но оказалось, что из десяти моих экскурсий — 9,5 посещают как раз жители города и региона. И бывает, они приходят повторно, поскольку им интересно погружаться в историю и изучение архитектурного облика места, где они живут или часто бывают, — рассказывает Надежда Елизарова-Бурлакова.
Начинается наша экскурсия у ротонды на Плотинке. Отсюда открывается отличный вид на разные архитектурные стили — модерн, советский модернизм, конструктивизм, неоклассицизм… Все это мы видим с одной точки, и о принадлежности некоторых зданий к определенным стилям даже не подозревали. Надежда Елизарова-Бурлакова довольна, ведь это значит, что экскурсия будет максимально интересна и полезна — за два часа вместе мы атрибутируем порядка 12 стилей.
Итак, о первом каменном объекте города. Это здание канцелярии Главного управления Уральских горных заводов, где сейчас располагается Уральская государственная консерватория (адрес: пр. Ленина, 26 — пересечение пр. Ленина и ул. 8 Марта).
Отсюда открывается вид на первое каменное здание в Екатеринбурге. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
— Екатеринбург был основан в 1723 году, а вот первое каменное здание появилось лишь в 1739 году. Кто знает, почему ждать пришлось целых 16 лет? — спрашивает нас гид.
Мнемся, об этом мало кто задумывается, а меж тем промежуток действительно очень большой. Оказывается, в 1714 году Пётр I при строительстве Санкт-Петербурга обнаруживает: камня нет, рук не хватает, поэтому запрещает каменное строительство по всей стране. Скончался Пётр в 1725-м, однако этот его указ был отменен лишь в 1739 году. Экскурсанты тут же вспоминают про Невьянскую башню — она-то была построена в 1725-м. Надежда объясняет: «Строгановы и Демидовы указ игнорировали, столица далеко, авось никто и не узнает. А вот Екатеринбург — город казенный, а значит, очень четко следует инструкции…»
Перестраивал под камень здание Горной канцелярии знаменитый архитектор Михаил Малахов, которому волею судьбы выпала честь преобразить Екатеринбург в столичный облик.
«Строй так, чтобы деньги было видно»
Не мог наш гид пройти мимо дома Севастьянова — уж точно одного из самых ярких зданий города. Нам тут же предложили решить задачку по определению стиля. Барокко, готика, даже мавританский — вариантов у нашей группы было немало.
— Знаете, иногда архитектурного стиля может и не быть, — улыбается Надежда. — Я бы вам рекомендовала говорить об этом здании так: эклектика с элементами разных стилей.
И тут же рассказала одну из легенд о доме Севастьянова, максимально подходящую под это определение.
— Коллежский асессор Николай Севастьянов, уверенно идущий по юридической стезе, решает увеличить обороты бизнеса и обратиться в банк за кредитом. При этом он прекрасно понимает, что, если у тебя есть недвижимость в центре города, кредитное плечо увеличивается в разы. Вот в этот момент он и покупает здание, тогда еще кирпичного цвета, в стиле классицизм, — рассказывает Надежда. — Продать дом ему, естественно, хотелось подороже, поэтому он приглашает архитектора Александра Падучева. Тут надо уточнить, что квалификация архитектора в то время измерялась количеством стилей, в которых он умеет работать. Севастьянов полистал папку Падучева и сказал: «Строй во всех стилях. Строй так, чтобы деньги было видно». Вот и получилась своеобразная архитектурная нелепица, которая, впрочем, смотрится очень эффектно.
На экскурсии гид расскажет вам ни одну легенду о Доме Севастьянова, а также покажет, как здание выглядело в 80-90 года прошлого века. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Реставрацию дома Севастьянова выпало делать, как мы уже сказали, ректору УрГАХУ Александру Долгову. Он проводит для желающих лекции и, может, когда-нибудь проведет и экскурсию, это было бы крайне любопытно.
— Мы знаем, что Александру Владимировичу иногда предъявляют претензии по поводу цвета фасада дома Севастьянова, мол, он получился слишком ярким. Так вот, мы должны понимать, что в конце XIX — начале XX века распространение пигментов, полученных искусственным путем, было минимально. И сейчас вернуть прежний цвет почти невозможно, так как с этими красителями мы уже не работаем. Поэтому сейчас здание выглядит гораздо ярче, — поясняет наш гид.
Белая башня VS башня ратуши
А теперь, наконец, к архитектурным шкатулкам. Так Надежда Елизарова-Бурлакова называет объекты, подвергшиеся со временем неоднократной трансформации. Главной такой шкатулкой, по ее словам, является здание, где сейчас размещается администрация города Екатеринбурга.
— Сначала это были торговые ряды, построенные в XIX веке благодаря Расторгуевым, Рязановым и так далее. В 1913 году мода поменялась, а перед Первой мировой войной деньги в городе были — железная дорога исправно работала, логистический центр процветал. Поэтому добавилась мансарда, а фасады украсили декором, стиль — обароченный модерн. Это я не ругаюсь, название официальное, — улыбается Надежда.
В 1917 году по понятным причинам к подобной архитектуре относились как к излишеству. Сохранилась лишь часть у сегодняшнего комплекса «Европа», и то лишь благодаря тому, что на втором этаже комнату снимал юрист Ардашев — двоюродный брат Ленина.
Затем несколько лет здание росло ввысь, а когда страна вышла победительницей в Великой Отечественной, объект вновь ждала трансформация. Иосиф Сталин настаивал на том, чтобы все ключевые общественные здания выглядели как московские сестры.
— Однако архитектор Георгий Голубев, создававший этот яркий, марширующий облик победы, скончался, не начав строить финальный элемент — башню. Даже проектной документации не осталось. И за ее создание взялся не кто иной как автор знаменитой Белой башни — архитектор Моисей Рейшер, — говорит гид.
Неожиданных фактов и архитектурных секретов во время двухчасовой экскурсии будет огромное количество, и мы прекрасно понимаем тех, кто возвращается на такие прогулки с Надеждой Елизаровой-Бурлаковой снова и снова. Еще один козырь от гида — посещение одного из последних архитектурных чудес города — штаб-квартиры РМК, над которым трудилось Бюро Нормана Фостера. Все мы любуемся внешним обликом необычного здания, но вот побывать внутри выпадает шанс единицам.
Здание Штаб-квартиры РМК. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
А вот так выглядят интерьеры здания, которое проектировало Бюро Нормана Фостера. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
— Уникальность Екатеринбурга, безусловно, еще и в том, что историческая застройка у нас сочетается с современной архитектурой. Появление штаб-квартиры РМК преобразило и свой квартал, и город в целом. Теперь это тоже наша достопримечательность, куда у нас есть уникальная возможность попасть, — отмечает Надежда.
Заказчики предложили архитектурному Бюро Нормана Фостера (проект делал не сам Фостер, а его старший партнер Люк Фокс) построить здание похожее на кристаллическую решетку меди. «Стиль?» — спросите вы. Наш гид останавливается на хайтеке, ведь в создании подобных объектов действительно используются высокие технологии, это видно невооруженным глазом.
Погулять по уникальному зданию, и узнать о Екатеринбурге максимально много можете и вы. Чтобы это сделать, нужно следить за обновлением информации на сайте УрГАХУ, где у вас будет возможность подать заявку.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что музеи Нижнего Тагила, Лесного и Тугулыма получили господдержку на проведение обменных выставок в 2025 году.
Опубликовано в №218(10029) от 28 сентября 2024 года.