В редакции «Областной газеты» состоялся диалог с министром образования и молодежной политики Свердловской области Юрием Биктугановым. Встреча была посвящена началу нового учебного года: глава свердловского минобра рассказал, каких новаций ждать педагогам, учащимся и их родителям. Кроме того, благодаря специально организованной прямой линии читатели «ОГ» имели возможность, позвонив по телефону прямой линии, лично задать министру волнующий их вопрос. Разговор получился содержательный, актуальный, некоторые темы, поднятые читателями нашей газеты, Юрий Биктуганов взял на личный контроль.
Так, к примеру, Татьяна Михайловна из Екатеринбурга попросила министра образования и молодежной политики Свердловской области обратить внимание на запись детей в центры дополнительного образования. По ее словам, она не смогла записать своего внука заниматься в детском технопарке «Кванториум». Как она отметила, запись на сайте не работала из-за технического сбоя, а когда все было налажено, то группа оказалась набранной.
— У нас сегодня работает автоматизированная информационная система, которая называется «Навигатор дополнительного образования детей Свердловской области». На сайте данного навигатора осуществляется запись всех детей, кто заявляется на получение дополнительного образования, он интегрирован с единым порталом государственных услуг. Почему вы не смогли попасть, мне нужно понять: где, в каком месте произошел сбой и был ли он. Чтобы я разобрался по данному факту, напишите, пожалуйста, мне официальное письмо. Я дам поручение своим коллегам, проверим все поэтапно и определим, что произошло и почему.
Места в детские центры, конечно, ограничены. Однако, на территории Свердловской области действует восемь технопарков. В Екатеринбурге у нас работает два технопарка с таким же набором направлений и квантов. Есть еще большой «Кванториум» на въезде в Верхнюю Пышму.
Конечно же, мы планируем детские технопарки развивать, и сегодня в каждой школе, которые заявляются, мы намерены открывать «Точки роста», позволяющие ребятам заниматься в системе дополнительного образования, быть вовлеченными в процесс. Кроме того, в Екатеринбурге работают Дворцы технического творчества, центры дополнительного образования.
Возвращаясь к вашему вопросу, я готов взять его на свой личный контроль. Прошу вас официально обратиться в министерство образования и молодежной политики Свердловской области: Екатеринбург, ул. Малышева, 33.
Вопрос «Областной газеты»: Какие планы у областного министерства образования на новый учебный год?
— Планы на новый учебный год соотносятся с теми задачами, которые поставлены президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, в части создания в нашей стране единой суверенной системы образования.
Что нового? Я для себя выделил пять направлений.
Во-первых, расширена федеральная программа капитального ремонта. Если ранее в ее рамках мы занимались капремонтами только школ, то с 2025 года начинается программа ремонтов детсадов и колледжей.
Во-вторых, в школьную программу возвращается предмет «Труд».
В-третьих, вводится новый предмет — «Основы безопасности и защиты Родины». При этом предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» больше не будет.
В-четвертых, с 1 января 2025 года вступает в силу закон, по которому запросы от различных ведомств дополнительных отчетов от педагогов дошкольного образования и колледжей будут запрещены. В предыдущем году такой запрет касался только школ.
И, в-пятых, с 2025 года на территории Свердловской области запускается обновленный проект «Уральская инженерная школа 2.0».
Это основные изменения. Мы к ним готовы, по каждому ведется разъяснительная работа, подготовлены и направлены методические рекомендации.
Вопросы для министра образования и молодежной политики принимались и через аккаунты «Областной газеты» в социальных сетях.
Вопрос от Ирины Жарковой из Верхней Пышмы пришел как раз через страницу нашей газеты во «ВКонтакте»: «У нас в Верхней Пышме примерно 400 детей с инвалидностью. Многие дети с инвалидностью пойдут в школу через год. У меня нет возможности возить ребенка в Екатеринбург, а коррекционных классов для детей-инвалидов нет».
— Задача для всех непростая. В соответствии с федеральным законодательством, сегодня родителям разрешается в рамках инклюзивного образования обучать детей с ОВЗ в обычной образовательной школе. Для этого, в рамках федерального проекта «Доступная среда», мы устанавливаем пандусы. И многие родители сегодня отказываются от специализированных школ, направляют детей через психолого-медико-педагогическую комиссию в обычную школу с диагностической картой и дорожной картой по социальной реабилитации и адаптации ребенка.
Закон это предусматривает, поэтому мы работаем в этом направлении и оказываем поддержку муниципальным школам для создания условий «Доступная среда». Что касается специализированных школ, то действительно, сегодня не в каждом муниципалитете такие школы существуют. Но ограничений по муниципальной принадлежности нет, это школы областного подчинения, таких в регионе более 60-ти. В них действует интернатная система, и по решению психолого-медико-педагогической комиссии ребенок может быть направлен в специализированную школу.
Но нужен, конечно, индивидуальный подход. Поэтому предлагаю подготовить обращение на мое имя, нужно изучить вопрос предметно.
Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
Вопрос «Областной газеты»: обратимся к среднему специальному образованию. Довольны ли вы тем, как у нас в области реализуется программа «Профессионалитет»?
— В 2022 году Свердловская область впервые в России приступила к реализации этого проекта совместно с нашими индустриальными партнерами. Тогда были запущены четыре кластера по программе «Профессионалитет» в области машиностроения и металлургии. В этом году был произведен первый выпуск, все выпускники трудоустроены.
Программа позволяет многое: сокращен процесс обучения на 1 год, но при этом обучение идет практико-ориентированное, под конкретного индустриального партнера. Результат такого целевого образования — стопроцентное трудоустройство. Это говорит о востребованности и позволяет надеяться, что и по всем 13 кластерам будет такой же результат. Важно, что сами предприятия не только финансами, но главное — своими кадрами — вошли в систему образования и ведут наших учащихся, дают им практические навыки.
Отмечу, что обучение идет также за счет средств областного бюджета, и количество бюджетных мест увеличивается постоянно. Если в 2022 году было выделено 1 600 мест, то в этом году их уже 9 908.
Вопрос от Натальи из Верхней Пышмы оказался по той же теме, что и заданный раннее в социальных сетях: «У меня ребенок-инвалид. Сегодня в нашем муниципальном округе нет коррекционных классов для детей с особенностями развития, а конкретно с ментальными нарушениями — аутизм, РАС и другими. У нас прямо крик души. То, что нам предлагает управление образования Верхней Пышмы — инклюзию — либо не работает, либо многих родителей не устраивает. Огромная просьба обратить внимание на ситуацию в нашем округе».
— Это не первый адресный вопрос по ситуации в Верхней Пышме. Я свяжусь с главой города, этот вопрос должен быть решен системно. В соответствии с полномочиями, необходимо принять общее решение. Я ваш вопрос возьму на контроль.
Вопрос «Областной газеты»: «Образование и молодежная политика — это не только про детей и подростков, но и про педагогический состав. Что можно сказать о планах работы с преподавателями, повышении их квалификации, мерах поддержки?»
— Сегодня в системе образования Свердловской области работает более 76 тысяч педагогических работников: в том числе 37 тысяч — в общеобразовательных редакциях, 25,5 тысячи — в системе дошкольного образования, 6,5 тысячи — в области профессионального образования, 7 тысяч — в системе дополнительного образования.
Конечно, каждый из наших педагогов лично ценен, это люди, которые пришли в систему образования по призванию. К нам поступает на работу ежегодно порядка тысячи педагогов. При этом приятно отмечать, что идет большой приток молодых людей. Если, допустим, 5 лет назад у нас в системе работало около 20% молодых учителей, то сегодня эта цифра уже 26,5%.
Но все равно педагогов не хватает, и мы ситуацию понимаем, держим на контроле и предпринимаем шаги к ее исправлению. Так, благодаря программе «Земский учитель» к нам ежегодно приезжают учителя из других регионов России: география огромная — из Челябинска, Кургана, Читы, Краснодарского края и других мест. Причем эти люди приезжают к нам на конкурсной основе, все с опытом работы. Чтобы заключить с нами договор и получить субсидию в размере 1 миллиона рублей, педагог должен соответствовать определенным требованиям.
И все равно не хватает учителей, нагрузка на тех, кто уже работает, возрастает: в прошлом учебном году у нас было 553 тысячи школьников, в этом году — 568 305, то есть на 15 тысяч учащихся больше.
Кроме того, мы вводим в эксплуатацию новые здания: как общеобразовательных школ, так и дошкольных учреждений. Только в этом году будет введено 9 объектов, более чем на 10 тысяч мест. Это новые школы, новые классы, соответственно требуется и дополнительное количество педагогов.
Хочу отметить, что порядка тысячи студентов выпускных курсов педагогических вузов и колледжей, в соответствии с федеральным законодательством, сегодня уже работают в школах и в системе дополнительного образования. Большинство из них по окончании учебных заведений там и остаются для дальнейшей работы: они уже привыкают и к школе, и детскому коллективу, к родителям.
Что касается социальной поддержки педагогов, то есть и региональные, федеральные меры. Мы понимает, что случается и эмоциональное выгорание у людей. Стараемся поддержать наших учителей. В Свердловской области действует единственный в России санаторий, который предназначен специально для педагогов. Санаторий «Юбилейный» в Буланаше сегодня за счет бюджетных средств проводит психолого-педагогическую реабилитацию. Мы создаем там комфортные условия, закупаем новое оборудование. Каждый наш педагог может подать заявление и пройти там курс оздоровления.
Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
Вопрос «Областной газеты»: «Что грядущий год готовит будущим выпускникам, будут ли какие-то изменения в аттестации знаний?»
— Существенных изменений не будет. ЕГЭ останется как форма государственной аттестации.
При этом ранее Рособрнадзор объявил о сборе предложений от родителей, общественных организаций, политических партий: какие сегодня возможны альтернативные формы государственной аттестации. Пока есть только предложения вернуться к советской системе. Да, там были положительные моменты. Но сегодня система ЕГЭ позволяет детям из удаленных территорий претендовать на места в любом вузе Российской Федерации, если он этого заслуживает, если его уровень знаний соответствует. И это очень ценно!
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что образовательные центры «Точка роста» откроются к новому учебному году в 52 сельских школах.
Опубликовано в №191(10002) от 29 августа 2024 года.