Активное развитие в современный период прорывных цифровых технологий является основным фактором цифровой трансформации всех сфер жизни общества.
Принимаемые в последние годы документы стратегического планирования по формированию информационного общества и цифровой экономики направлены на создание высокотехнологичной цифровой среды за счет внедрения цифровых технологий последнего поколения, различных цифровых платформ и сервисов.
В целях обеспечения единства государственной информационной политики в области цифровой экономики, в том числе на региональном уровне, приказом Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 утверждены методические рекомендации по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — методические рекомендации). Важным разделом методических рекомендаций является терминологический аппарат, поскольку именно терминологическое оформление текста нормативного акта прежде всего служит средством выражения содержания права. От раскрытого в указанном правовом акте общего понимания основных терминов зависят также стабильность и эффективность развития регионального законодательства.
В рамках данной статьи остановимся на понимании цифровых технологий, предложенном для разработки региональных проектов цифровой экономики.
В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается определение понятия «информационные технологии» как процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов. Другими словами, информационные технологии — это рациональные приемы и способы изменения (преобразования) состояния информации, ее свойств, формы и содержания.
В соответствии с методическими рекомендациями под цифровой трансформацией региона понимаются глубокие и всесторонние изменения в производственных и социальных процессах, связанные с заменой аналоговых технических систем цифровыми и широкомасштабным применением цифровых технологий.
Понятие «цифровые технологии» в контексте данного документа используется в трех основных категориях:
— постепенно внедряемые, в числе которых выделены цифровое образование, цифровые платформы, маркетинговая интеграция, умные помощники (чат-боты), мобильные платежи;
— прорывные — интернет вещей, искусственный интеллект, виртуальная реальность, беспроводная связь, дополненная реальность;
— технологии ближайшего будущего: к ним отнесены офисные роботы, квантовые вычисления, директивная аналитика, криптовалюта.
Особое значение в программных актах государственной информационной политики отводится «сквозным» цифровым технологиям, к числу которых относятся искусственный интеллект, технологии обработки больших данных, технологии систем распределенного реестра, квантовые технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности и т. д. Именно эти цифровые технологии сегодня являются ключевыми научно-техническими направлениями, определяющим средством цифровой трансформации. «Сквозными» принято считать наиболее перспективные технологии межотраслевого назначения, которые одновременно охватывают несколько отраслей.
Документы стратегического планирования определяют «сквозную» цифровую технологию как совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления и распространения информации, направленную прежде всего на повышение эффективности, точности и других важных качеств технологических процессов; повышение качества или важных качеств производимых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ1.
Комплексный обзор региональных проектов цифровой экономики представлен в Стратегии развития информационного общества в Свердловской области на период до 2035 года (далее — Стратегия), утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 28.06.2019 № 400-ПП, в которой разработка и внедрение прорывных и перспективных «сквозных» технологий и цифровых платформ рассматривается как ключевое направление цифрового развития региона.
Сложность и уникальность цифровых объектов права вызывают необходимость в установлении единства правового понимания их главных признаков. От этого зависит и качество законодательного регулирования, связанного с обеспечением условий для создания прорывных и перспективных «сквозных» цифровых платформ и технологий. Поэтому использование в текстах региональных нормативных правовых актов рассмотренных терминов не только отражает общие тенденции цифровых преобразований, но и строится на общем понимании их смысла, заложенном в федеральном законодательстве.
1 Приказ Минкомсвязи России от 23.04.2020 № 195 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».