10 лет Уральскому хореографическому колледжу. И 10 лет его возглавляет Ирина Соловьева — человек, имеющий два образования: теория музыки и философия. Поэтому с вопросами о конкретных деталях становления колледжа и его концептуальных, ценностных задачах «ОГ» обратилась, конечно же, к ней — директору.
— Ирина Васильевна, не может быть такого, чтобы Свердловск-Екатеринбург, имеющий прославленный Театр оперы и балета, которому больше века, не имел никогда своей базы подготовки танцовщиков. Кажется, было училище?
— Было. Хореографическое училище, созданное в 1935 году, просуществовало до августа 1941 года. В годы войны на Урал было эвакуировано Ленинградское училище имени Вагановой, оно могло стать такой базой. Но училище не доехало. Состав застрял в Перми, так волею судеб организовалось Пермское хореографическое училище.
— Но, сколько помню, всем и всегда было очевидно: училище нужно тут. И культурное сообщество не раз, на разных уровнях поднимало этот вопрос…
— Да, те, кто понимал: нужно не «просто» образовательное учреждение — оно должно быть организовано с учетом уже имеющихся традиций хореографического образования. А этим традициям в России 300 лет!
На каком-то этапе эквивалентом такого образовательного учреждения стал театр «Щелкунчик» — у него не было статуса, но преподавание, например, шло с учетом методик Академии русского балета им. Вагановой. Создатель «Щелкунчика» Михаил Аронович Коган и поставил однажды, на высоком собрании культурного сообщества региона, вопрос ребром. Последовало распоряжение «проработать вопрос». Но и тут решилось не сразу и не вдруг. Мы получили шесть или семь заключений, доказывающих… нецелесообразность создания училища. Спасибо воле и личной ответственности Павла Владимировича Крекова, тогда — министра культуры Свердловской области, который после каждого такого заключения уверенно говорил: «Продолжаем работать!». Сегодня, когда мы с преподавателями смотрим фото тех давних лет и фото нынешнего колледжа, каждый раз эмоционально переживаем: какой же непростой путь пройден.
Фото: предоставлено Уральским хореографическим колледжем
— И какой рывок сделан! Ведь уже на первом выпуске колледжа, в прошлом году, ваши ребята получили заманчивые предложения вплоть до Большого театра…
— А еще были приглашения из Театра Бориса Эйфмана, Театра балета имени Леонида Якобсона, других именитых трупп. Но наша-то задача, поскольку колледж региональный, обеспечивать кадрами прежде всего «свои» театры — Оперный, Музкомедию. А ведь первых выпускников-то было всего 15.
— И не в обиду вузам, выпускающим ежегодно сотни инженеров и юристов, у вас — истинно «штучное производство»?
— Да, задача колледжа — не только дать профессиональные знания и умения. Есть еще вопрос зрелости личности, что выходит из наших стен в мир Театра. В прошлом году мы провели с нашими ребятами масштабную дискуссию об ожиданиях и реальности в будущей профессии. Проект был разноформатный: анкетирование, круглый стол, опыт от экспертов — профессионалов в балете. По большому счету, это был разговор о ценностях в профессии. Если совсем коротко: что для тебя важнее — уровень зарплаты или уровень театра? Думали, обсуждали, спорили. Окончательный ответ очень емко сформулировал педагог-балетмейстер народный артист России Александр Мунтагиров: «Если вы верны своей профессии, вы научитесь ею зарабатывать. Вопреки искушениям, сложным перипетиям судьбы». Кстати, карьера его сына — премьера Королевского балета в Ковент-Гардене Вадима Мунтагирова — убедительное доказательство этих слов.
Да и судьба первого выпуска Уральского хореографического колледжа подтверждает этот постулат. Не поверите — большинство выпускников получили по два-три приглашения в разные труппы России.
— Одновременно это и свидетельство качества обучения в колледже. Представляю, какой счастливой вы были на гала-концерте первого выпуска в прошлом году. Еще счастливее должны быть нынче. 10 лет! Первый большой юбилей. Уральская школа балета создана?
— (Улыбается) Я бы так сказала: продолжается пассионарный период создания хореографического колледжа. «Через тернии к звездам». Создан замечательный педагогический коллектив, но еще — не до конца. Продолжаем искать концертмейстеров, а в нашей профессии это гораздо большая проблема, чем концертмейстер для вокалиста. Должен быть и пианист хороший, и человек, чувствующий танцовщика — динамику, ритм, темпы его выступления. Академия русского балета им. Вагановой — единственное на всю Россию учреждение, которое готовит эти кадры. Так что работающие в колледже концертмейстеры (Анна Александровна Белкина, Анатолий Валерьевич Невлер, Ирина Валерьевна Скрынникова) — настоящие профи, но дефицит в этом смысле есть. Нужны и преподаватели-мужчины: уже в средних классах колледжа мужской танец преподавать должны они. И тут мы — в поиске. Зато благодаря усилиям художественного руководителя колледжа Надежды Анатольевны Малыгиной родился и поддерживается творческий альянс УХК и театра «Урал Опера Балет». Мастера театра делятся опытом с учащимися, а они пробуют свои силы в постановках «Урал Балета» — с первого класса участвуют в спектаклях «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Дон Кихот».
Фото: предоставлено Уральским хореографическим колледжем
— А как сегодня идет поиск талантливых ребят для обучения балету? Объявили набор — и, как часто бывает в творческих профессиях, отбоя нет от желающих? Вспоминаю: в первые годы преподаватели сами выезжали в муниципалитеты, искали таланты…
— Во главе с художественным руководителем заслуженным деятелем искусств РФ Н. А. Малыгиной объездили весь регион: Асбест, Ивдель, Североуральск, Краснотурьинск, Серов, Нижние Серги, Красноуфимск, Полевской, Камышлов, Богданович, Байкалово, Шаля. И чего только не случалось!
Где-то, образно говоря, нас встречали с караваем. А где-то… не хотели «делиться талантами». «Наши, пусть у нас танцуют». Старались объяснить: у нас конкурс 4-5 детей на место, в поездках по области мы отберем не больше 2-3, но надо же дать шанс ребятишкам из «глубинки», если талант очевиден…
Теперь взаимопонимание есть. Создана электронная база одаренных детей. Со многими клубами, кружками, любительскими театрами налажены личные контакты, и надеюсь: эти творческие сообщества станут нашими амбассадорами в регионе. Уже становятся. 22 июня у нас новый набор, первый вступительный экзамен, но задолго до него, с февраля, ребята приезжали с родителями в училище на консультационные просмотры. Кому-то, чтобы не обольщать ребенка иллюзиями, прямо говорили: «Нет, милая, тебе лучше в ансамбль „Березка“», а в ком-то открывали надежду на возможность получить профессию артист балета… Знаете, если бы решился вопрос со зданием для колледжа, где были бы рядом, вместе учебные классы, медицинский центр, интернат (сегодня ребята вынуждены ездить ежедневно по четырем далеко находящимся друг от друга адресам) — со всем остальным, мне кажется, мы справились бы сами.
— Посчастливилось быть нынче на отчетном концерте колледжа. «Посчастливилось» — не фигура речи. По-хорошему тронуло, как здорово объединились «большие и маленькие» на одной сцене. Этакая семья, дом которой — Танец. Другое открытие — как уверенно чувствуют себя воспитанники классического балета в танце современном…
— Он в силу их юности ближе им. Но, впрочем, по-другому и не может быть, ведь в колледже учащиеся постигают многое, что будет востребовано в театре: классический танец, историко-бытовой, contemporary dance, грим, актерское мастерство. Если ребенок истинно талантлив, если с нашей помощью он нашел свое место в жизни — дарование неустанно ищет выхода. Тогда ребята с увлечением занимаются и на мастер-классах, что дают у нас преподаватели Академии русского балета (в 2019-м была встреча и с Николаем Цискаридзе), и участвуют в профессиональных конкурсах — «Русский балет» (Москва) или «Арабеск» (Пермь), в телевизионном проекте «Большие и маленькие». Иногда творческий кураж, потребность реализованности «прет» до такой степени, что, например, Даниил Игнатьев создал видеоролик об Уральском хореографическом колледже для III Международного детского культурного форума, где будет участвовать делегация Свердловской области.
— Благодаря которому, видимо, колледж обретет еще большую известность? Уже сейчас мои друзья и знакомые из других городов интересуются им, следят за становлением…
— Не только из других городов — из других стран. Представляете, в соцсетях появился — из Италии! — ценитель искусства наших учащихся. «Великий русский балет бессмертен, — пишет Бруно Фрэнкис. — Он возрождается и передается из поколения в поколение, как это происходит благодаря молодым артистам с Урала». Или еще: «Волшебные ребята! В них есть легкость мечты и дыхание ветра. Это настоящее лицо России».
Ранее «Областная газета» писала о том, что Уральский хореографический колледж отмечает юбилей.
Опубликовано в №132(9943) от 21 июня 2024 года.