«Областная газета» продолжает проект, посвященный 30-летию законодательной власти Свердловской области. Комитет по экологии, природопользованию и охране окружающей среды — самый молодой в Законодательном собрании региона. Он был создан в 2021 году как структура, которая максимально сосредоточит внимание депутатов на экологической повестке. Какие ключевые законы были приняты в этой сфере в последние годы, как Заксобрание участвует в реформе обращения с ТКО, что делают депутаты для профилактики лесных пожаров и борьбы с ними? Об этом «Областной газете» рассказал председатель комитета Сергей Никонов.
— Сергей Владимирович, работа комитета охватывает многие направления, и все они важные. Но все же на чем бы вы поставили акцент?
— Указ Президента РФ Владимира Путина от 2 июля 2021 года определил экологическую безопасность и рациональное природопользование стратегическим национальным приоритетом. Решение Президента — это ответ на посыл жителей России, на их запрос на экологическую чистоту, сохранение наших природных ресурсов в качестве национального достояния. Поэтому при формировании нового состава Законодательного собрания в 2021 году было принято решение о создании нашего комитета, который и сосредоточил работу в этом направлении. Его основная задача — совершенствование законодательства в сфере экологии и исполнение принятых законов. Речь идет о вопросах, связанных с использованием наших недр, экологическим просвещением, обращением с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сохранением объектов животного мира и многих других. По сути, все это касается природного достояния нашего региона и России. Значение этих вопросов в последнее время значительно выросло на всех уровнях власти. В Государственной Думе комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды — тоже один из ключевых.
Выездное заседание на площадке «Уральской базы авиационной охраны лесов». Фото: пресс-служба ЗССО
— Какие наиболее важные законы в этой сфере приняло за последние годы региональное Заксобрание?
— В целом вектор развития экологического законодательства задается на федеральном уровне, однако немало возможностей есть и у регионов. С 1 сентября 2022 года законодательство изменили таким образом, чтобы средства от предприятий, которые находятся на территории муниципалитетов и в результате своей производственной деятельности негативно воздействуют, загрязняют окружающую среду, поступали бы в эти же муниципалитеты для снижения экологических последствий. Речь идет о плате за экологический вред, штрафах, платежах по искам о причинении вреда. Конечно, перечень мероприятий, на которые возможно потратить эти средства, утверждается Правительством России.
В первую очередь должны быть ликвидированы объекты, наносящие наибольший вред окружающей среде и занесенные в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (крупные свалки, брошенные хвостохранилища рудников и фабрик, бесхозные полигоны и др.). Конкретный план, содержащий объемы финансирования, очередность и сроки реализации работ за счет «окрашенных» платежей, регионы должны согласовать с Минприроды России.
Постоянно ведется законотворческая деятельность, направленная на совершенствование регулирования отношений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Свердловской области. Их в Свердловской области сейчас 536 — это более 7,5% всей площади нашего региона. Поправками в законодательство урегулированы вопросы управления дендрологическими парками и ботаническими садами областного значения, определения функциональных зон в природных заказниках областного значения и многое другое. Важные изменения касаются возможностей вести в ООПТ деятельность по экологическому туризму и просвещению. Действительно, как можно заниматься экологическим просвещением, не посещая природные парки? Сейчас такие возможности есть. Только в «Оленьи ручьи» ежегодно приезжают сотни тысяч туристов, и средства, которые они оставляют, идут на развитие этого парка. Таким образом, складывается механизм синергии, когда природоохранная деятельность — это уже не только запреты, но и возможность для развития определенных секторов экономики, например, таких как туризм. На сегодняшний день только на территориях ООПТ областного значения разработано и обустроено более 15 экологических маршрутов, их общая протяженность около 116 километров.
Подобная стратегия — трансформировать проблемы в возможности — применяется сейчас в области переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) и перехода к «экономике замкнутого цикла», в результате которого будет минимизирован объем образования отходов, достигнуто значительное снижение объемов их захоронения, большая часть перерабатываемых отходов будет вовлечена во вторичный оборот, что обязательно положительно скажется на состоянии окружающей среды. С 2018 года в России реализуется федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», предусматривающий, чтобы ТКО стали повторно использоваться, а не складироваться на полигонах. В свою очередь, с 2019 года в Свердловской области действует региональный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Мы видим, что в нашем регионе, как и по всей стране, появляется все больше новых мощностей по обработке и утилизации ТКО.
Так, в 2023 году завершено строительство мусоросортировочного комплекса (МСК) мощностью 129 тыс. тонн в год в городе Краснотурьинске.
Ведется строительство следующих объектов:
- Комплекс по компостированию мощностью 50 тыс. тонн в год в городе Краснотурьинске (готовность — 99,5%),
- МСК мощностью 185 тыс. тонн в год и полигон ТКО мощностью 129,5 тыс. тонн в год в городе Нижнем Тагиле (готовность МСК — 85%, полигона ТКО — 95%), ввести в эксплуатацию планируется до конца 2024 года,
- МСК мощностью 60 тыс. тонн в год в Камышловском районе (готовность — 43%), ввод в эксплуатацию планируется до конца 2025 года.
До конца 2024 года планируется начать:
- Строительство МСК мощностью 100 тыс. тонн в год и полигона ТКО мощностью 14,9 тыс. тонн в год в Красноуфимском округе,
- Реконструкцию МСК мощностью 200 тыс. тонн в год в городе Первоуральске.
Напомню, что в Указе № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» установлены показатели, в соответствии с которыми до 2030 года в стране должна быть обеспечена 100% сортировка мусора, а объем отходов, направляемых на полигоны, снизится в два раза. Это значит, что есть запрос: сортировать мусор как минимум на органический и перерабатываемый. Раздельно сортировать отходы на пластик, стекло, макулатуру (другие фракции) сегодня может и должен научиться каждый, ведь это дает уникальную возможность сохранения природных ресурсов.
Депутаты регулярно выезжают на объекты, задействованные в переработке мусора, опыт работы которых должен тиражироваться. Например, изучен опыт работы предприятия по переработке автомобильных шин ООО «ЦГС-Центр утилизации отходов» в городе Нижнем Тагиле. Предприятие утилизирует шины и превращает их в резиновую крошку, которая теперь используется для производства покрытий для детских площадок и школьных стадионов. А ведь шины являются одним из самых распространенных продуктов, загрязняющих окружающую среду. Для законодателей очень важно создавать условия для развития такого бизнеса. Действуют меры господдержки, предприятия этого профиля имеют ряд льгот. Депутаты контролируют, чтобы средства на эти цели были заложены в бюджет.
Такие сложные вопросы решаются не только путем регулирования законодательства. Многое приходится делать в ручном режиме. Например, мы взаимодействуем с региональными операторами по обращению с ТКО, заслушиваем на площадке Заксобрания их отчеты. Когда экологическая реформа только запускалась, мы получали от жителей сотни обращений в месяц. Например, была такая проблема: контейнерные площадки не очень удобны в территориально протяженном частном секторе. Их жители вряд ли пойдут за 500-800 метров выносить мусор. В таких случаях мы предлагали ввести помешочный сбор. Сейчас негативных обращений практически нет.
Высадка деревьев в рамках Международной экологической акции «Сад памяти». Фото: пресс-служба ЗССО
— А как региональные законодатели участвуют в тарифном регулировании этих вопросов?
— Перед нами стояла задача разработать модель финансирования новых объектов по обращению с ТКО, которая бы исключала существенный рост единого тарифа на услугу регионального оператора. Поэтому в законодательство Свердловской области были внесены изменения, определяющие, что на территории региона льготные тарифы в сфере обращения с ТКО устанавливаются Региональной энергетической комиссией, при этом региональным операторам для возмещения недополученных доходов будут предоставляться субсидии из областного бюджета. В 2024 году на эти цели предусмотрены средства в размере 850 052,00 тыс. рублей.
Стоит отметить, что большое значение сыграла разъяснительная работа как органов исполнительной власти, так и депутатского корпуса, количество обращений, касающихся тарифной политики региона, значительно снизилось.
Изучение опыта работы мусоросортировочного комплекса «Широкореченский». Фото: пресс-служба ЗССО
— Вы упомянули, что члены комитета лично выезжают в территории, чтобы оценить позитивный опыт, проконтролировать выполнение принятых решений. Какие наиболее значимые вопросы рассматривались на выездных заседаниях?
— Например, в июле 2022 года мы провели выездное заседание комитета на полигоне твердых бытовых отходов «Северный», расположенном недалеко от Верхней Пышмы, и на площадке ЕМУП «Спецавтобаза» в Екатеринбурге. На нем предметно рассматривались вопросы об эксплуатации полигонов, проблемы и перспективы развития системы сортировки отходов на территории нашего региона. На других выездных совещаниях обсуждались вопросы строительства мусоросортировочного комплекса и полигона твердых бытовых отходов в Нижнем Тагиле, мы изучили опыт работы и перспективы развития мусоросортировочного комплекса «Широкореченский» в Екатеринбурге. Предметом нашего обсуждения вне стен Законодательного Собрания также становились вопросы экологии и природоохранной деятельности в Нижнем Тагиле и Горноуральском городском округе. Члены комитета рассмотрели комплексный план мероприятий по реабилитации Черноисточинского и Верхне-Выйского водохранилищ, источников питьевого снабжения Нижнего Тагила, выполнение работ по капремонту Авроринской плотины на реке Исток и другие.
Отмечу, что экологическую ситуацию в Нижнем Тагиле — городе-участнике федерального проекта «Чистый воздух» — депутаты Законодательного Собрания держат на особом контроле. Мы внимательно рассматриваем ход реализации комплексного плана по снижению объема выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, в том числе от городского транспорта и промышленных предприятий. План предполагает последовательную замену транспортных средств низкого экологического класса на электрические, реконструкцию пяти газовых котельных с установкой модернизированного оборудования, перевод частных домовладений с угольного или печного отопления на газовое.
— Как комитет участвует в работе по профилактике лесных пожаров, поддержке служб, участвующих в борьбе с ними? Ведь горит не только лес, весной прошлого года на Урале огонь перекинулся на многие поселки.
— В Свердловской области крайне тяжелыми в этом смысле были 2010 и 2023 годы. Был нанесен ущерб не только лесным насаждениям, но и горели жилые постройки (дома) — люди оставались без жилья, создавалась угроза жизни. После 2010 года были сделаны выводы, многое изменилось: усилилась авиационная служба, было приобретено огромное количество специализированной техники, подготовлены десантники-пожарные. Но 2023 год дал новую информацию для размышлений. Огонь заходит как из леса в населенный пункт, так и наоборот. Очень большую роль в возникновении пожаров стал играть человеческий фактор. Мы видим, как в этом направлении сейчас работают сотрудники МЧС, которые проводят рейды, представители муниципалитетов, природоохранной прокуратуры, депутаты. Эта работа в итоге точно должна уменьшить риски возникновения пожаров вследствие человеческого фактора.
В прошлом году по поручению председателя Законодательного Собрания Людмилы Валентиновны Бабушкиной решением Совета Заксобрания в нашем комитете была создана рабочая группа по организации и проведению работ по профилактике пожаров на землях лесного фонда Свердловской области. Кроме депутатов, в нее вошли представители исполнительной власти, принимали участие в работе представители МЧС и прокуратуры. Члены рабочей группы были на территориях, пострадавших от пожаров, принятые меры по поддержке волонтеров, помогавших бороться с огнем, — один из итогов ее работы. Мы своими глазами видели, какие противопожарные мероприятия проводят муниципалитеты, — а это создание минеральных полос вокруг населенных пунктов, пожарных прудов, специализированных пирсов. Оказалось, что тех средств, которые выделялись для этого по утвержденной ранее методике, недостаточно. И вот по итогам формирования бюджета на 2024 год наши предложения по увеличению расходов на эти цели были учтены.
Совместное выездное заседание с представителями ООО «Балтымский АгроКомплекс». Фото: пресс-служба ЗССО
— Какие еще новые вызовы появляются в этой проблематике?
— Если раньше пожароопасный сезон в Свердловской области длился в среднем шесть месяцев, то последние три года в связи с тем, что вода уходит с верхних горизонтов земли, появилась проблема подземных пожаров. Они могут происходить даже зимой. Это требует от всех нас совершенно другого режима работы, поиска новых решений, в том числе и профилактических. В этом году вновь создана рабочая группа, которая будет изучать эти вопросы и предлагать системные решения.
— А нужно ли повышать штрафы, ужесточать меры ответственности, чтобы минимизировать человеческий фактор как причину пожаров?
— По большей части эти вопросы решаются на федеральном уровне, но выскажу свое мнение. Любое наказание, например, штраф, конечно, имеет воздействие. Но более важную роль играет самосознание. Когда человек будет внутренне понимать, что может стать источником большой беды, он будет стараться этого не допустить. Это опять же вопросы просвещения, в которых депутаты принимают самое активное участие — встречаются с местными жителями, в том числе со школьниками.
— В Свердловской области действует региональное объединение «Депутатская вертикаль» — уникальный механизм, позволяющий объединять усилия муниципальных депутатов, областных законодателей и депутатов Государственной Думы. Какие инициативы вам удалось передать на уровень федерального парламента с помощью этого инструмента?
— Наш регион представлен очень сильным депутатским корпусом в Госдуме, в том числе на уровне председателей и заместителей председателей комитетов. В рамках «Депутатской вертикали» нам, например, удалось решить важный вопрос, связанный с безопасностью лесников. Раньше у них не было оружия — по законодательству им не разрешалось его носить, и в случае необходимости они не могли защититься от браконьеров. Были и трагические инциденты. Через «Депутатскую вертикаль» удалось как ужесточить меры воздействия на нарушителей, так и дать лесникам возможность самозащиты. Впоследствии мы приняли аналогичный закон на уровне региона. Отмечу, что речь идет о мерах не только самозащиты, но и профилактики — нарушители теперь понимают, что егерь не просто сделает замечание, а сможет и дать отпор, и задержать.
Добавлю, что сейчас выстроен механизм, в рамках которого ни один федеральный закон или постановление Правительства РФ, если они касаются вопросов совместного ведения, не принимаются без согласования с регионами. Так называемых нулевых слушаний, в рамках которых мы даем отклик на федеральные инициативы, раньше не было. А сегодня этот механизм работает как часы.
Развивать экономику и в то же время сохранять природу — можно. В этой связи, конечно, нам нужно повышать культуру восприятия этой проблемы, а значит ставить задачи по экономическому преобразованию в один ряд с необходимостью соблюдения бизнесом высоких экологических стандартов. Нужны новые разработки, новые технологии, новые организационные формы — ведь только при объединении усилий всех ответственных сторон (федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, производителей, потребителей, переработчиков) возможно сохранить богатство природных ресурсов не только нашего региона, но и всей страны.
Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловские депутаты поддержали поправки в налоговое законодательство.
Опубликовано в №131(9942) от 20 июня 2024 года.