В Свердловском областном краеведческом музее им. О.Е. Клера (ул. Малышева, 46) представили выставку лучших работ VI Всероссийского конкурса-выставки авторских художественных кукол «Легенды и были Земли Уральской». На открытии также состоялось награждение лауреатов, первое место присудили художнику из Екатеринбурга Татьяне Малицкой за композицию о Свердловском рок-клубе.
Всего в конкурсе приняли участие более 50 авторов из разных городов России: Тюмени, Челябинской и Курганской областей, Башкирии, Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Ростова-на-Дону, Севастополя, и конечно же, из Екатеринбурга и Свердловской области. В состав жюри конкурса вошли представители таких городов, как Москва, Пермь, Ижевск, Владимир и Челябинск.
В год 90-летия Свердловской области мастерам предложили создать кукол, так или иначе символизирующих наш регион. Это могли быть темы промышленности и развитого машиностроения, красот уральской природы, современной архитектуры, уютности малых городов, деревень и, конечно, сказов Бажова. И как раз последняя тема с огромным перевесом «победила» все остальные: художники с удовольствием воплотили разных персонажей из произведений Павла Петровича. Так, на выставке мы увидели порядка 15 вариаций Хозяйки Медной горы, а также бабку Синюшку, Серебряное копытце и Огневушку-поскакушку. Кроме того, в экспозиции представлено несколько образов Седого Урала — могучего богатыря-великана, защищающего уральскую землю и от врагов.
Кукла «Девка каменная», автор Надежда Фёдорова. Фото: Полина Зиновьева
Кукла «Медной горы Хозяйка», автор Светлана Калиничева. Фото: Полина Зиновьева
«Седой Урал», автор Людмила Поленцева. Фото: Полина Зиновьева
Но были и те, кто рискнул отойти от ожидаемой повестки, и за оригинальность был вознагражден. Это, например, Ирина Павлинова из подмосковного Пушкино, которая создавала куклы, вдохновившись музеем Невьянской иконы. Образы Марии и ее сына будто сошли с иконы, став объемными. При этом автор даже в куклах сумела передать уникальную технику невьянских иконописцев. Для этого она в том числе использовала поталь — имитацию сусального золота. Жюри присудило автору за эту оригинальную работу второе место.
Композиция «Невьянская икона», автор Ирина Павлинова. Фото: Полина Зиновьева
Победителем конкурса в этом году стала представительница Екатеринбурга Татьяна Малицкая, которая решила разнообразить выставку музыкальной тематикой. Художница создала четыре куклы, прообразами которых стали, пожалуй, самые яркие представители Свердловского рок-клуба — Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин, Вадим Самойлов и Настя Полева.
— Как только узнала тему, сразу решила, что нужно придумать что-то оригинальное. Так возникла идея показать Урал музыкальный. Сначала я хотела обыграть Евгения Родыгина и знаменитую «Уральскую рябинушку». Даже придумала композицию: он будет сидеть на скамеечке с баяном, а рядом яркая рябинушка. Картинка рисовалась красивая, — рассказывает «ОГ» Татьяна Малицкая. — А потом все-таки подумала — нужно что-то посовременнее, подинамичнее. Так появилась идея нестандартных кукол о рок-клубе.
Татьяна делится, что самым сложным оказалось показать кукол в движении, придать им драйв — иначе какие же это рокеры?! Второй нюанс — портретное сходство, ведь музыкантов все знают, точно будут сравнивать. И сходство, на наш взгляд, большое. Правда, сама Татьяна склонна к самокритике и уверена, что еще есть к чему стремиться. Но прогресс автор показывает невероятный, особенно если знать, что такое хобби у Татьяны появилось всего лишь в 2019 году.
— До этого, конечно, занималась рукоделием, но не куклами. В прошлом году на этом конкурсе я заняла первое место в номинации «Дебют». Тогда тема была — «Династия Романовых», я создала куклу «Кормилица». В этом году жюри поставили меня уже на первое место среди всех авторов, я совершенно не ожидала, но приятно осознавать, что за год я выросла в мастерстве, — говорит Татьяна.
Композицию Татьяны Малицкой и другие эффектные работы зрители смогут оценить до 25 августа.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Лесном открылась выставка «Семейная история».