50 секунд: итоги недели от редактора ЕАН Артема Рябова
Вне всякого сомнения, до 14.19 по московскому времени в пятницу главным событием уходящей недели были визиты на Урал двух кандидатов в президенты РФ. О жизни и смерти Алексея Навального* еще многие напишут, а эта колонка будет посвящена исключительно местным новостям и их возможным последствиям, таковы законы жанра.
За месяц до старта трехдневного голосования Свердловскую область посетили номера четвертый и второй в избирательном бюллетене. Как справедливо отметил в своем репортаже корреспондент ЕАН Игорь Сергеев, визит четвертого номера — выдвинутого КПРФ Николая Харитонова — ровно за сутки до номера второго — самовыдвиженца Владимира Путина вряд ли можно считать победой коммуниста. Перетянуть на себя одеяло внимания Харитонову едва ли удалось. Программные заявления его были предсказуемы: национализация крупнейших предприятий, возврат прежнего пенсионного возраста, реформа Центробанка, повышение зарплат, введение льгот на покупку жилья для молодых семей, поддержка студентов и закрытие Ельцин Центра. Эта пьеса была отрепетирована уже множество раз за несчетное количество избирательных циклов. Ничего нового.
Оттого чуть ли не центральным событием визита четвертого номера стала эпопея с его баннером на фасаде кинотеатра «Салют», где он и встречался со своими избирателями.
Визит номера второго в избирательном бюллетене был событием куда более ожидаемым. Еще бы, в прошлый раз действующий глава государства был на Среднем Урале в 2019 году, потому почти пятилетку спустя, его, несомненно, ждали. Не счесть было одних только фальстартов в СМИ, обусловленных перемещениями его предполагаемого кортежа, а также взлетами и посадками самолетов авиаотряда «Россия» в московском Внуково и екатеринбургском Кольцово. Катарсис свершился под вечер четверга. Явлено было несколько фактов: во-первых, кортежи по Екатеринбургу ездили вхолостую (президент по региону летал на вертолете). Во-вторых, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев по болезни к Путину допущен не был — как следствие, возникла уйма конспирологических теорий о будущем главы региона. В-третьих, председатель свердловского Клуба олигархов (так уральские СМИ называют областной союз промышленников и предпринимателей) Дмитрий Пумпянский, впервые с начала санкционной истории перестал стесняться своей тесной родственной связи с холдингом «Синара». Наконец, четвертое, московские журналисты так и не выучили правильное ударение в названии медной столицы Урала. Несмотря на то, что канал «Россия» в дни визита Путина представлял выпускник журфака УрГУ, бывший екатеринбуржец Павел Зарубин, его коллеги упорно называли город «Верхней Пы́шмой», а жителей Путинграда - тагильцами.
Визит Владимира Путина несколько оттеснил остальные темы уходящей недели. Хотя новоуральская история с педагогом, ударившим школьницу во время урока поначалу наделала много шума. Равно как и громким поначалу было картинное задержание в прокуратуре Первоуральска врио директора местного «Водоканала». Впрочем, для четвертого города Свердловской области (Первоуральск является таковым по численности населения) вопрос воды — как для уральской столицы транспорт. Кстати, новый куратор проклятого екатеринбургского вопроса вице-мэр Рустам Галямов уже пообещал скорые перемены.
А вот бывший «начальник транспортного цеха», ответственный за благоустройство Алексей Бубнов на уходящей неделе вновь «порвал повестку» одной фразой.
На самом деле, умение Алексея Эдуардовича говорить вполне справедливые и правильные в сущности мысли, но в не самый удачный для этого момент — регулярно «выходит ему боком».
Так было прошлым летом с белыми кроссовками. Так случилось и в этот раз с тезисом о вывозе снега. Причем «партнером» по неудачной тираде стал другой мастер высказаться — председатель комиссии гордумы по городскому хозяйству Александр Колесников. Тот самый, что предложил недавно решать проклятый транспортный вопрос повышением цен на проезд.
Из пятидесятисекундного диалога Бубнова и Колесникова, проходившего без журналистов, за закрытыми дверями, немедленно родилась городская сенсация. Обсуждали, напомним, то, что этой зимой в Екатеринбурге выпало много снега. Председатель «горхоза» (так сам Колесников называет комиссию) во-первых, заявил, что снега в городе не так уж и много, по сравнению с Заполярьем, где он проходил срочную армейскую службу. Во-вторых, депутат подчеркнул, что основной задачей по уборке снега должно быть избежание формирования «колейности» и заужений на дорогах.
«Наша задача избежать человеческих жертв и появления излишних пробок. Все остальное — по ходу. И с ума сходить не надо»,- подчеркнул Колесников. Бубнов пояснил депутату, что дело не в уме, а в требованиях законодательства. Они не позволяют реализовывать такой «избирательный» подход. После этого оратор Бубнов — поддерживая тезис оратора Колесникова об избыточном рвении при вывозе снега — произнес фразу: «Я бы вообще этот снег не вывозил. Он и не вывозился в 90-е годы».
В тот же день повестку начали разогревать некоторые свердловские СМИ. Не присутствуя на комиссии, корреспонденты растиражировали одну яркую фразу вице-мэра по благоустройству, которую им кто-то оперативно пересказал. Когда видеозапись с заседания Гордумы стала доступна, «в народ» тоже ушла только она. Упоминание 90-х, для многих современных екатеринбуржцев — это вообще красная тряпка. Комментировать призвали даже тогдашнего главу Екатеринбурга, ныне — первого вице-спикера свердловского заксобрания Аркадия Чернецкого. Он сухо отметил, что снег в 90-е все-таки вывозили, хотя техники и возможностей было меньше.
Спустя сутки в бой пошли анонимные екатеринбургские telegram-каналы, которые сразу же заговорили об отставке Алексея Бубнова. Они же днем позже — вечером в четверг — искали тайные знаки в болезни Евгения Куйвашева во время визита Владимира Путина. Начинаешь всерьез завидовать такой серьезной осведомленности: и диалог Бубнова и Колесникова им пересказали, и будущее свердловского губернатора спрогнозировали… Результатом становится еще большая закрытость государственных институтов. Инстинкты сохранения должностей диктуют молчаливую линию поведения. А telegram-возня приводит к тому, что абсолютно утрачивается понимание о центре принятия решений, политических, экономических, социальных. В результате, популярный тезис о «разных башнях Кремля» как-то невольно переносится на екатеринбургскую мэрию. Правда, башня у нее только одна. И ей сейчас точно не до увольнения Бубнова — все-таки до главных выборов страны всего месяц. А вот что дальше?
Поживем… Посмотрим…
Артем Рябов
*Алексей Анатольевич Навальный включен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.
Городской портал Екатеринбурга: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.