На этой неделе закончил свою работу юбилейный международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». За пять дней более 200 000 человек посмотрели фестивальные события онлайн, свыше 3 000 зрителей посетили кинопоказы, мастер-классы, лекции и встречи с гостями фестиваля лично. Обозреватель «Областной газеты» Андрей КУЛИК в формате хроники рассказывает о главном декабрьском культурном событии Среднего Урала.
«Кинопроба» не просто кинофестиваль, где показывают фильмы, но еще и увлекательные мастер-классы. Например, Дмитрий Савельев поделился своим опытом. Он когда-то был известным кинокритиком, работал в журнале «Сеанс». А несколько лет назад стал актерским агентом. Его встречу со зрителями вел Фёдор Федотов (все, наверное, видели «Серебряные коньки» с ним в главной роли, сейчас в прокате идет «Блондинка» с его участием). Фёдор — один из подопечных Дмитрия Савельева, и актер, похоже, доволен своим агентом.
Евгений Цымбал работал с Андреем Тарковским на фильме «Сталкер». Как известно, было три «Сталкера» — с разными сценариями, разными операторами, разными художниками… Но на всех трех неизменным вторым режиссером был Евгений Васильевич. Недавно вышла его книга «Рождение Сталкера: попытка реконструкции». 768 страниц увлекательнейшего чтения и уникальных фотографий! Но не «Сталкером» единым: Цымбал работал с Эльдаром Рязановым на семи (!) картинах. И сам снимал как режиссер и игровое кино, и документальное. Екатеринбуржцам он показал свой документальный фильм о Леониде Гайдае «От смешного до великого», что было очень уместно в дни, когда отмечалось столетие со дня рождения мастера. А ведь при жизни коллеги его не ценили, считали крепким профессионалом, не более, и никому в голову не приходило назвать его великим. Сегодня же ясно, что Гайдай — гордость отечественного кинематографа, его фильмы выдержали испытание временем, их смотрят новые и новые поколения зрителей. Евгений Васильевич ответил на все многочисленные вопросы.
Всем хороша «Кинопроба», одно плохо: столько мероприятий одновременно, хочется успеть везде, а это нереально. Вот в воскресенье Алексей Федорченко показал в Ельцин Центре свою «документальную трилогию»: «Кино эпохи перемен», «Монета страны Малави», «Колбаса Митрофана Аксёнова». Да не просто показал, но и пообщался с публикой. И пусть москвичи нам завидуют.
Большим другом «Кинопробы» был великий артист Сергей Дрейден. Даже если вы его не видели в театре, наверняка смотрели фильм «Окно в Париж» — там Сергей Симонович сыграл главную роль. А еще — «Многоточие», «Вива, Кастро!» и многие другие фильмы. Особняком стоит «Дрейден сюита» Владимира Непевного — моноспектакль Дрейдена, несколько лет назад показанный на «Кинопробе». Это исповедь художника, рассказанная без пафоса и котурнов. Сергей Симонович был ироничным, а главное — самоироничным.
На «Кинопробе» не только показали «Дрейден сюиту» — на третьем этаже Ельцин Центра открылась выставка рисунков Дрейдена. Это путешествие по жизни удивительного человека и артиста. Каждый рисунок сопровождается комментарием автора. Это, по сути, новеллы с иллюстрациями. О том, как жили под сценой театра Таирова, где отец был завлитом, и пока зрители смотрели какой-то историко-революционный спектакль, актерские дети играли друг с другом и дрались друг с другом — жизнь. Выставка работает до 17 декабря — успевайте!
Это была двадцатая «Кинопроба». Значит, в следующем году ей исполняется 20 лет. На церемонии закрытия заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко сказал: «Закрывается двадцатая «Кинопроба» — начинаем готовиться к двадцать первой».
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге завершился фестиваль «Кинопроба».
Опубликовано в № 277 (9792) от 7 декабря 2023 года.