Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:08, 29.10.2014

Пустой филфак

Чтобы стать учителем литературы, придется заплатить

Филологические факультеты в Челябинской области вымирают. Сегодня они испытывают дефицит как в абитуриентах, так и в преподавателях. К тому же количество бюджетных мест на направление «филология» раз за разом сводится к минимуму. Так, в этом году «по нулям» получили ведущие вузы региона — ЧелГУ и ЮУрГУ. Южноуральские преподаватели уверены, что в будущем учить школьников русскому языку и литературе будет просто некому.

В гибели гуманитарного образования они во всем винят новую образовательную политику, ориентированную лишь на технику и технологии. Чиновники же, чьими устами она сформулирована, напротив, убеждают, что южноуральские филфаки повинны в своих бедах сами: они не могут обеспечить качественное образование и выдержать межвузовскую конкуренцию.

Стоимость не потянут

По словам Виолетты Аскаровой, доктора филологических наук, профессора ЧГАКИ, гуманитарной сфере не только в Челябинской области, но и по всей России сегодня категорически не везет. «Когда нужно что либо сократить, усушить, на чем то сэкономить, то выбирается именно этот фрагмент образования. Какие факультеты в первую очередь схлопываются — гуманитарные, какие кафедры объединяются — гуманитарного профиля, на что сокращаются часы — на литературные курсы. Это в корне неправильно. Я боюсь, что такими темпами мы потеряем то, что было нажито и сформировано годами».

Если отбросить излишнюю эмоциональность и взять голые цифры, то действительно выйдет, что, гуманитарная сфера терпит ощутимые потери. Например, с 2011 года в среднем по стране сокращение контрольных цифр приема на гуманитарные направления подготовки составило более 50 %! Куда они ушли? На технические и естественно-научные направления.

Особенный же удар пришелся по филологическому направлению. Тут не просто бюджетных мест, самих факультетов стало на четверть меньше, благодаря объединению и реорганизации.

— Филологические факультеты сжимаются и ужимаются до невозможного, как шагреневая кожа. К сожалению, у нас теперь филологического факультета тоже нет, мы работаем в другой структуре — в институте гуманитарного образования, который определил три направления — филология, история и журналистика. И мы чувствуем, как тем самым теряем себя, растворяемся и уничтожаемся. Преподаватели разбегаются — уходят в другие сферы, в другие в вузы, — комментирует Елена Голованова, доктор филологических наук, профессор ЧелГУ. — Мы теряем не только преподавателей, но и студентов. В этом году у нас не было ни одного бюджетного места на «филологию». Это значит, что те дети, которые хотели поступить к нам в университет, даже попытку для этого не смогли сделать. Такими темпами через пару лет литературу в школах преподавать будет просто некому. Несомненно, филологическому образованию сегодня уделяется чрезмерно мало внимания. Это удивительно, ведь в центре филологии стоят язык и литература, которые воспитывают человека. Мы так много говорим о ЕГЭ, но ведь это технология. Технологии обучить легко, но сформировать человека, у которого есть интерес к другим людям и проблемам — это очень трудно. И это делают школьные учителя, литераторы, языковеды. И здесь технологии, скорее, мешают…

Не менее катастрофическая ситуация складывается в другом ведущем образовательном учреждении региона — ЮУрГУ. Если в прошлом году по направлению «филология» вузу было выделено около 10 бюджетных мест, то в этом — ни одного. Уже известно, что в следующем будет тоже по нулям. В то время, как на филологические направления, как правило, поступают дети учителей и врачей. Платить же за обучение по 70 тысяч рублей в год семьи бюджетников просто не смогут себе позволить.

— К нам на «филологию» идут по-настоящему талантливые, умные абитуриенты, — рассказывает Елена Пономарева, доктор филологических наук, профессор ЮУрГУ. — В прошлые годы был очень высокий проходной балл — 283. Это по трем вступительным экзаменам: два ЕГЭ и сочинение, которое мы  отстояли и три года за него держимся. Кстати, сочинения наши абитуриенты писали очень неплохого уровня. А конкурс на бюджетные места колебался от 10 до 12 человек! Я считаю, филологическое образование нельзя уничтожать, ведь примета сегодняшнего времени — студенты испытывают огромные трудности с выражением своих мыслей, уровень грамотности катастрофически падает. Я вообще за то, чтобы вернули курсы словесности, а не просто русского языка и культуры речи. Мне кажется, на всех вузовских направлениях обучения они нужны. И мы готовы это сделать, хоть завтра же программы представим.

Конкуренция за «бюджет»

Высокий конкурс и повышение грамотности — это, конечно, хорошо. Но, по мнению Сергея Волкова, главного редактора журнала «Литература», учителя литературы, доцента НИУ ВШЭ, члена Общественного совета Министерства образования и науки РФ, филологическое образование в Челябинской области ужимают прежде всего из-за его недостаточной эффективности. Ведь по российской статистике, если пятая-шестая часть выпускников филфаков идут работать по специальности, то это уже прекрасно. В основном же на выходе получаются менеджеры непонятного профиля.

Южноуральские преподаватели приводят в противовес российской статистике собственные цифры. Сегодня около 75 % выпускников филологических направлений идут работать по специальности и в основном в школы.

Но если и с конкурсом, и с проходным баллом, и с трудоустройством все так хорошо, то почему же из года в год бесплатных мест становится все меньше или же они исчезают вовсе.

По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, «бюджета» российским университетам выделяется ровно столько, чтобы обеспечить в стране доступность высшего образования. Так, на 1000 выпускников приходится примерно 800 мест. Таким образом, почти каждый абитуриент может поступить.

— Но не чиновники решают, какому вузу и сколько их достанется, — поясняет Ливанов. — Места распределяют между филфаками ваши же коллеги, которые сидят в специальных комитетах. При распределении бюджетных мест они учитывают показатели эффективности вуза, трудоустройства выпускников на базе официальных данных Минтруда России, баллы ЕГЭ, научную деятельность, в том числе объемы финансирования и цитируемость научных работ, а также особенности развития территории. И если в Екатеринбурге качество филологического образования выше, то я не исключаю, что какие то бюджетные места ушли туда.

Дмитрий Ливанов подчеркивает: в связи с тем, что количество выпускников в стране за последние пять лет стало в два раза меньше, обострилась и конкуренция в сфере образования. И теперь вузам Южного Урала приходится соперничать не только с университетами Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, но и Москвы, Санкт-Петербурга, но и с высшими школами других стран и континентов.

— Южноуральским вузам необходимо повышать уровень своей работы, работы преподавателей, и тогда в том числе на филологических направлениях появится «бюджет».

Российский же писатель, публицист, телеведущий Александр Архангельский вообще считает экономию на филфаках правильной тенденцией. По его мнению, они больше не могут существовать в прежнем виде и должны перестроиться под требования времени.

— Бесконечные исследования полифоний и пересказ третьесортных западных работ о произведениях классиков никому уже не нужны. Филфаки должны развернуться в сторону жизни. Надо давить через запросы общества, а не через административные решения, — считает он. — В мире есть огромное количество профессий, требующих глубинного филологического развития. Например, в стране существует чудовищный дефицит сценаристов, умеющих грамотно писать сериалы, серьезные социальные рассказы, корпоративные истории. В университет должна быть открыта дорога для современной литературы, современных жанров и направлений. Если филфаки не развернутся в эту сторону, то их будут и дальше гнобить.

просмотров: 235

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.