Календарь

Сентябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:57, 04.07.2014

Челябинский учебно-тренировочный центр может решить проблему кадрового голода в российской авиации

В последние годы в российской авиаотрасли наблюдается острый дефицит летчиков. Ежегодная потребность отрасли, по мнению представителей авиакомпаний, не меньше 500 человек. Частично закрыть эту «брешь» может учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа», где уже на протяжении почти 10 лет готовят пилотов частной и коммерческой авиации.

 «Залетели» в нужную нишу

За годы существования авиакомпании «ЧелАвиа» летные свидетельства здесь получили несколько сотен человек. Подготовку людей, мечтающих о небе, в Челябинске вели сначала совместно с Уральским учебно-тренировочным центром, затем с Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации и ЮУрГУ. И если первые слушатели могли рассчитывать только на корочки частного пилота, то нынешние имеют все шансы меньше чем через год пересесть на «Боинг» или «Эйрбас».

— В марте прошлого года после прохождения программы мы выпустили первую группу курсантов, которые к началу обучения имели налет не менее 200 часов. Это были бывшие пилоты-любители, — с гордостью говорит Александр Матусевич, директор УТЦ «ЧелАвиа». — Подобная программа подготовки на тот момент была единственной в стране. Хотя и сейчас мы уникальны в своем роде.

Глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько тогда дал челябинцам, которые практически «залетели» в одну образовательную нишу с летными училищами, «зеленый свет».

— Мы получили лицензию Министерства образования на ведение деятельности по программе профессиональной переподготовки. Так появилось негосударственное образовательное учреждение «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа», — не без гордости рассказывает руководитель центра. — Слушатели, обучающиеся на данный момент, получат дипломы установленного государственного образца уже с эмблемой «ЧелАвиа».

 «Пылесосы» за партами

Первый этап подготовки частных и коммерческих пилотов, как и в любой другой профессии, — теория. Теоретический блок включает в себя множество специализированных дисциплин: воздушная навигация, аэродинамика, двигатели, самолетовождение, авиационная безопасность, метеорология, руководство по летной эксплуатации — чтобы научиться управлять самолетом, нужно высидеть не один десяток «пар». Объем теории полного курса обучения пилотов коммерческой авиации составляет 1060 часов, частных пилотов — 306 часов. Причем для них преподаются многие дисциплины по методическим пособиям, авторами которых являются штурманы «ЧелАвиа».

— Я не устану повторять: теория без практики бесполезна, а практика без теории опасна. Чем выше у слушателей уровень подготовки на земле, тем лучше они будут чувствовать себя в воздухе, — констатирует Виктор Багин, заслуженный военный штурман России, главный штурман авиакомпании «ЧелАвиа», преподающий слушателям один из важнейших предметов курса воздушную навигацию.

Как признается педагог, гораздо проще его дисциплина и ряд других даются «технарям» с высшим образованием. Ведь воздушная навигация — предмет непростой: сочетает в себе тригонометрию, геометрию и элементы высшей математики. Хотя, и гуманитарии с ней справляются.

— Меня как педагога радует то, что слушатели буквально пылесосом из меня тянут знания. Иногда вместо трех пар бывает и четыре, и пять, и шесть — незаконченных вопросов быть не должно, — рассказывает преподаватель, посвятивший много лет работе с курсантами ЧВВАУШа. — Мы в свою очередь также учимся у наших слушателей — в любой системе есть прямая и обратная связь. И если последняя отсутствует, это означает, что система не работает.

 Отказ двигателя — каждому

Перед тем, как подняться в небо, слушатели «летают» на земле, то есть на тренажерах. Именно на них будущие пилоты оттачивают не только мастерство пилотирования, но еще и технологию взаимодействия, и фразеологию. Кабина, в которую меня усаживают на место слушателя, полностью повторяет кабину легкомоторного самолета.

— Грамотность пилотирования самолета, точность принятия решений должны оттачиваться на земле, — включая тренажер, говорит Максим Бурчанов, старший инструктор тренажерного комплекса. — В воздухе нет времени вспоминать, рассуждать, взвешивать то или иное решение — действовать нужно быстро с холодной головой.

Он вводит все необходимые для полета параметры: аэродром Баландино (задать картинку за «бортом» можно какую угодно: программа позволяет выбрать из нескольких сотен аэродромов гражданской авиации всего мира), полосу, количество пассажиров, погодные условия, турбулентность и другие.

— Инструктор «вручную» может усложнить параметры полета и ввести помимо всего прочего отказ двигателей, авионики, электрики, гидросисемы или тормозов — условий, которые нежелательно или опасно моделировать в реальном полете, существует немало, — комментирует свои действия инструктор. — Симулятор позволяет курсанту ознакомиться с такими условиями в безопасной обстановке и многократно отработать все необходимые действия для успешного выхода из этих ситуаций.

Правда, от отказа двигателей, тормозов и прочих внештатных ситуаций, пускай и по «легенде», я все же отказалась — куда приятнее даже на тренажере и в качестве пассажира взлететь и приземлиться без происшествий.

Дискомфорта, пересаживаясь с тренажера на самолет, кстати, слушатели не испытывают.

— Те же самые приборы, те же самые рычаги. Тренажер вплоть до мелочей повторяет арматуру и приборное оборудование реальной кабины, — поясняет Сергей Курбатов, начальник летно-методического отдела УТЦ «ЧелАвиа». — Хотя есть некий психологический момент — степень ответственности при пилотировании самолета другая. Одно дело летать на тренажере, другое — реальность. Но мы сразу подмечаем, кому нужно помочь, успокоить или, напротив, воодушевить.

 Медведь за штурвалом

Летают подопечные «ЧелАвиа» исключительно на самолетах итальянского концерна Tecnam. Парк авиакомпании насчитывает 50 воздушных судов.

— Эти самолеты не полимерные, а цельнометаллические, поэтому идеально подходят для обучения, — говорит Александр Матусевич. — Как ни крути, обучающимся присущи грубые посадки. На металле при осмотре сразу видны любые деформации, чего не скажешь о композите, который может разрушаться незаметно.

Работают с курсантами опытные инструкторы, налет у которых от 10 тысяч до 24 тысяч часов. В основном это специалисты из гражданской авиации, имеющие богатейший инструкторский опыт. Хотя есть среди гуру летной подготовки и бывшие военные летчики.

Осваиваются в небе все обучающиеся по-разному. Кто то быстрее, кто то — медленнее. Но, признаются инструкторы, не бывает таких слушателей, которые бы не смогли обучиться пилотированию. Они даже медведя научили управлять самолетом, шутят пилоты. Правда, тут же поясняют: Медведь — фамилия курсанта.

— Обучаемость зависит от индивидуальной годности, мотивации и самоподготовки, — рассуждает Сергей Курбатов, налет которого составляет более 18,5 тысячи часов. — Вообще, к нам идут слушатели с очень серьезной мотивацией.

Помимо летной подготовки в небе слушатели оттачивают знания по радиообмену, полученные в ходе подготовки на тренажерах.

— Конечно, мы слушателям подыгрываем, как будто они летают на большом аэродроме, — рассказывает Борис Завьялов, диспетчер-информатор. — К терминологии нужно привыкнуть. Радиообмен строго установленный, не важно — большой международный аэродром или маленький частный, он для всех одинаковый.

 Небесные перспективы

Условия для слушателей в учебно-тренировочном центре «ЧелАвиа» созданы более чем комфортные. Признаюсь, даже становится немного завидно.

— Для того, чтобы организовать образовательное учреждение, нужна была инфраструктура. Так появился корпус, включающий гостиницу, учебные и тренажерный классы, — рассказывает Александр Матусевич. — Учиться можно даже в тапочках, не выходя из здания, и в то же время наблюдать из окна за самолетами.

Это, по мнению слушателей, является для них дополнительной мотивацией.

— Ты всегда видишь чистое небо и самолеты, — делится готовящийся по программе подготовки коммерческих пилотов Александр Шакуров из Ростова-на-Дону. — Реально видишь, что ребята летают, что налет не приписанный. Чувствуешь себя по-настоящему в авиации.

Как признается Александр, желание выучиться на пилота у него появилось давно, это была мечта с детства, но реальная возможность появилась только спустя семь лет после окончания вуза. Узнав о том, что заветное свидетельство можно получить меньше чем за год, он стал копить деньги.

— Учиться сюда едут со всей страны. Это один из немногих учебных центров в России, который по-настоящему учит на современной технике, — рассказывает слушатель. — Лично я дальше планирую устроиться работать в авиакомпанию. Думаю, это перспектива всех, кто здесь учится.

С истребителя на «Боинг»

Сейчас в челябинском учебном-тренировочном центре осваивают новый вид образовательной деятельности: адаптацию пилотов других ведомств в гражданскую авиацию.

— Наш контингент — военные летчики, ушедшие в запас, летчики ДОСААФ, МВД, ФСБ, МЧС, — объясняет Александр Матусевич. — Закончив службу, они переходят в гражданскую авиацию. Но так как приборное оборудование на истребителях другое, им необходимо переобучение.

Один из слушателей, которому в день нашего визита до экзамена оставалось всего несколько дней, Владимир Пещеров — выпускник Краснодарского ВВАУЛ. Отработав после окончания вуза 5 лет инструктором на самолетах Л 39, МиГ 29 и Як 18 Т, он решил перепрофилироваться на коммерческого пилота гражданской авиации, а в ближайшем будущем планирует работать в гражданской авиации.

— Конечно, после реактивных истребителей пересесть на поршневой самолет непривычно, — рассказывает молодой человек. — Нужно освоиться, поработать на тренажерах.

Еще одна весьма близкая перспектива челябинского учебно-тренировочного центра — открытие филиала в столице, где спрос на подготовку частных и коммерческих пилотов действительно очень высок.

— В последние годы с изменением воздушного законодательства, благодаря которому небо стало открытым, наметилась тенденция увеличения числа слушателей, — говорит Сергей Гордовенко, директор филиала авиакомпании в Москве. — Открытие филиала учебно-тренировочного центра в Москве позволит еще большему числу людей получить профессию мечты. Не говоря уже о том, что это может стать своего рода подспорьем для авиаотрасли в целом.

фото Вячеслава Шишкоедова

Ключевые слова: Челябинск
Источник: Южноуральская панорама
просмотров: 207

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.