Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:00, 06.06.2014

Оценки студентам вузов поставят чужие преподаватели

Президент Владимир Путин поручил внедрить в вузы систему независимой оценки знаний студентов при промежуточной аттестации. По его мнению, отметка, выставленная учащемуся «родным» преподавателем, вызывает сомнения в объективности. А незнакомый эксперт сможет не только по-настоящему проверить подготовку студента, но также смотивировать на успешную учебу и исключить коррупционные действия.

Представители южноуральских вузов предложенному нововведению совсем не удивились. Для них эта идея не нова. Независимая оценка как знаний учащихся, так и деятельности преподавателей проводится в их стенах не первый год, причем в разных формах. Они были бы готовы поделиться своим опытом, но пока их не попросили.

Не ниже среднероссийских

Независимая оценка знаний студентов не первый год существует в зарубежных вузах и хорошо себя зарекомендовала. Система российского образования, как известно, любит смотреть на мировой опыт и примерять чужие модели на себя, самобытную. Поэтому в вузовской среде затеяли очередной эксперимент. В качестве подопытных выступят — Государственная юридическая академия (МГЮА) им. Кутафина в Москве, Северо-Восточный федеральный университет, а также Государственный университет Чечни. Предполагается, что независимые эксперты войдут в состав их экзаменационных комиссий наряду с педагогами и представителями студенческого самоуправления.

Южноуральские эксперты удивились, почему в этот список не попал ни один вуз из Челябинска. Ведь практически в каждом из них независимые экспертизы проходят два раза в год. Правда, в большинстве случаев не с привлечением сторонних экспертов, а в качестве интернет-тестирования. Но на взгляд представителей вузов, именно «бесчеловеческая» форма оценки знаний студентов наиболее объективна.

 Студенты нашего вуза регулярно, дважды в год, участвуют в Федеральном интернет- экзамене, который организует Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования,  рассказывает Сергей Сериков, проректор по учебной работе УралГУФК. — Раньше он относился к федеральному органу Росакредагентству, а сейчас получил приставку ООО, но тем не менее мы с ними продолжаем сотрудничать, так как сами заинтересованы в независимой оценке. Интернет-экзамен проходит практически по всем специальностям, которые у нас реализуются в вузе. По его окончании студентам выставляются определенные баллы. Согласно критериям НИИ мониторинга, 60 процентов студентов должны обучаться на уровне не ниже второго, а всего их четыре. Мы в этот показатель всегда вписываемся. Более того, у нас он составляет — 80-90 %. А по некоторым дисциплинам даже 100. Так как в УралГУФК бально-рейтинговая система оценки знаний студентов, то результаты интренет-экзамена учитываются при выставлении зачетов и проведении экзаменов.

В ЧГПУ при промежуточной аттестации учащихся также опираются на результаты Федерального интернет-экзамена НИИ мониторинга качества образования. Эксперты вуза отмечают, что независимая оценка знаний студентов позволяет понять ошибки и скорректировать образовательные программы.

— С 2005 года до 2008 года мы не вписывались в определенные критерии НИИ мониторинга, — признается Татьяна Шульгина, начальник управления образовательной политики ЧГПУ. — Но планомерная работа по корректировке образовательных программ и обучению студентов независимому тестированию принесла свои результаты. Сегодня 86 % студентов показали достойные результаты в ходе тестирования по различным дисциплинам. Это значение выше среднероссийского, который составляет 75 %. Всего участвовали в этом мониторинге более 200 вузов.

Исключать ли человека?

В ЧГАКИ тоже прибегают к помощи Научно-исследовательского института мониторинга качества образования. Однако специалисты вуза считают, что использовать лишь только результатов интернет-экзамена для объективной оценки знаний нецелесообразно по некоторым предметам. Связано это со спецификой любого творческого учебного заведения, где в форму теста нельзя вогнать специальности из области культуры и искусства.

Поэтому по большинству специальностей в области культуры и искусства проведение зачетов и экзаменов традиционно осуществляется при участии не только преподавателя, ведущего ту или иную дисциплину, - поясняет Наталья Штолер, начальник учебно-методического управления ЧГАКИ. — К этой процедуре подключается вся выпускающая кафедра, а подчас и широкая публика, присутствующая на курсовом спектакле, открытых экзаменах по вокалу, специальному инструменту, оркестру и многим другим. Также о качестве подготовки студентов многое могут сказать результаты участия в международных, всероссийских, региональных конкурсах и фестивалях. К независимой оценке качества подготовки наших студентов ректорат академии активно привлекает и работодателей.

В ЮУрГУ, где интернет-экзамены проводятся с 2000-х годов, также говорят о том, что при сдаче определенных дисциплин только тестами не обойтись. К ним причисляют, например, философию и иностранные языки. К процедуре проведения экзамена по данным специальностям как раз можно было бы подключить независимых экспертов, о которых упомянул президент.

— Независимая оценка качества, на мой взгляд, может быть очень разноплановой. И то, что ее обязательно должны проводить незнакомые преподаватели, не видится мне единственным вариантом, — уверен Игорь Сидоров, начальник учебно-методического управления ЮУрГУ. — Например, нет смысла привлекать сторонних экспертов, если тест и так исключает человеческую оценку, а следовательно, необъективность и коррупцию.

С этим же тезисом согласны и в ЧГПУ. По мнению специалистов вуза, взгляд стороннего преподавателя является хоть и независимым, но в любом случае не лишенным субъективного фактора. От субъективизма в свою очередь удастся избавиться только при разработке очень прозрачных и ясных критериев оценивания.

— Пока в России нет общей практики привлечения внешних экспертов при промежуточной аттестации. И сложности при разработки этой системы, безусловно, будут. Прежде всего потому, что законодательно никак не регулируются вопросы оплаты труда этих независимых экспертов. Думаю, это ляжет тяжелым бременем на вуз, — считает Татьяна Шульгина. — На мой взгляд, вводить такую независимую оценку необходимо не повсеместно, а на каком то этапе усвоения образовательной программы и по базовым дисциплинам: либо по тем, которые определяют общекультурные компетенции — иностранный язык или философия, либо по тем, которые определяют в целом направление подготовки. Для педобразования — это педагогика. Для социального образования — это технологии социальной работы.

Так или иначе, но абсолютно все эксперты сходятся во мнении, что в разных формах сторонняя оценка знаний должна присутствовать в каждом вузе. Она держит в тонусе как студентов, так и преподавателей.

 Студенты знают, что каждые полгода им придется сдавать не только сессию, но и проходить независимую экспертизу. Тесты неизвестны заранее, поэтому они готовятся к ним тщательней,  говорит Сергей Сериков. Преподавателей это тоже стимулирует к более ответственной работе, заставляет прикладывать дополнительные усилия. Ведь хороший результат, как зеркало, отражает качество их работы.

просмотров: 83

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.