Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:46, 18.04.2014

Пластовчанка Яна Цыбульская не получила ни одной оценки ниже пятерки

В городе Пласте Челябинской области живет по-настоящему круглая отличница. Все 11 лет учебы Яна Цыбульская получала только пятерки. Пообщавшись с девушкой, корреспондент «ЮП» попыталась вывести формулу идеального ученика.

Шкала жизни

— У нас в области живет школьница, которая поставила личный рекорд по успеваемости. Начиная с 1 го класса во всех ведомостях у Яны Цыбульской стоят только пятерки. Она еще и призер олимпиад, — ошарашили меня однажды невероятной информацией в пресс-службе минобразования.

В голове невольно всплыли кажущиеся такими далекими школьные годы. Для меня отметки когда то были одним из самых массовых источников неврозов. И мне, как человеку, хапнувшему горя в виде двоек и троек, но всегда стремившемуся получить оценку не ниже четверки, полученная информация кажется взятой из области фантастики. Ну как такое возможно, получать одни пятерки? Что это за девочка такая? Неужто Ломоносов в юбке?

А перед глазами тем временем невольно вырисовывается образ школьницы — в очках с толстыми стеклами, с длинной косой, опрятной, но немного зажатой и тихой. Стереотип? Скорее, собственная логика. Разве спокойная, смотрящая в рот учителю Маша не имеет несоизмеримо больше шансов стать круглой отличницей, чем Катя с наглыми глазами, часто задающая провокационные вопросы, не всегда аккуратная, но зато гениально решающая задачи по физике?

Так уж получилось в моем случае, что учителя с первого класса начинали невольно вкладывать в отметку и поведение, и прилежание, хоть это и запрещено… Для меня пять баллов — это не только технический инструмент, которым измеряют знания и навыки. По этой шкале определяют все: кто дурак, кто умный, кто хороший, кто плохой, какая школа качественная, какая — так себе. Пять баллов — скорее, форма отношений ребенка с государством и обществом, чем справедливая оценка знаний.

Полностью погруженная в школьную пору, честно говоря, вызывающую мало приятных воспоминаний, робко набираю номер круглой отличницы.

За медали обидно до слез

18-летняя Яна Цыбульская — ученица 11-го класса школы № 2 города Пласта: красивая девочка, длинные распущенные волосы, большие карие глаза. Никаких тебе очков! И широкая улыбка. Позже Яна меня ошарашит тем, что любит участвовать в необычных фотосессиях и отлично танцует, так как 11 лет занимается хореографией, а еще является президентом школы. И Яна совсем не зубрила.

— Но как же так получилось, ни одной четверки? Это родители тебе такую задачу поставили? Сама же ты не могла до такого додуматься, — срывается с языка вопрос, который не дает мне покоя.

— Можно и так сказать… Когда пошла в первый класс, мама с папой сказали: нужно учиться на пятерки. Они, конечно, не всерьез, но я, видимо, восприняла завет родителей как данность. К тому же в начальной школе учеба не вызывала у меня никаких трудностей. За пятерками специально не гналась. Само так получалось. А потом просто вошла во вкус, — говорит Яна спокойным голосом, как о чем то самом по себе разумеющемся.

— Но должен быть ведь у тебя какой то мотив, мощный стимул? Может, золотая медаль?

— О медали я впервые задумалась в восьмом классе, когда учителя сами сказали, что я могу ее получить. Вот тогда я себя действительно простимулировала «золотом». Только размечталась, как в этом году всех учеников ошарашили: медалей не будет, отменили их все. Мне тогда так обидно стало. Я расстроилась до слез, — признается Яна, при этих словах ее голос подрагивает. — Идти к награде все 11 лет, а потом раз… и законодатели, или как их правильно назвать, забирают у тебя ее из-под носа.

Но вроде, сейчас снова говорят о возврате медалей. Учителя успокаивают, что если даже не вернут, то для нас их сделает область или район. А я считаю, что медали должны быть однозначно. Очень многие ученики ими себя стимулируют, хотя ни «золото», ни «серебро» не играют никакой роли при поступлении. Это для себя. Как приз за все старания. Просто свое самолюбие потешить.

— А как ты считаешь, оценка является полным отражением знаний ученика?

— Я считаю, что не всегда. Это зависит и от учителя, и от самого ребенка. Иногда преподаватель может пожалеть ученика и поставить ему оценку выше. А некоторых школьников действительно недооценивают… Но мне кажется, что в нашей школе учителя вполне объективны.

— А если бы оценок не было… Что тогда?

Как не было? Вообще? — непонимающе вопрошает Яна.

— Просто не было и все. Только раз в полгода проводился бы зачет, да и то не по всем предметам. Такие школы действительно существуют. Хотела бы учиться в такой? — давлю я. Мне кажется, наш диалог становится больше похожим на допрос, где жесткий прокурор допрашивает ни в чем неповинного человека. Мне становится немного стыдно. Но Яна ничего этого не замечает. Она также открыто и с улыбкой продолжает безропотно отвечать.

— Да мне просто трудно представить, что школа и без оценок… Мне кажется, что если оценки отменят, то ученики перестанут учиться. Они ведь как маленькие цели. Просто немногие школьники понимают, что оценки, учеба — это нужно самому себе, не родителям и не учителям…Это нужно для поступления. Я сама полностью осознала это только в 11-м классе, когда не за горами вуз и ЕГЭ… Вот на нем, кстати, и проверят реальные знания. И на результат госэкзамена не повлияют ни любовь или нелюбовь учителей, ни отметки, которые ты получал в течение года…

Яна говорит, что помимо обязательных русского языка и математики ЕГЭ она будет сдавать по истории и обществознанию. По складу ума она считает себя истинным гуманитарием, хотя алгебру тоже любит. И это неправда, что все предметы ей даются одинаково хорошо.

— Мне тяжело дается химия. Я сижу и прямо учу, зубрю…Такого раньше не было никогда. Обычно я все запоминаю на уроке, повторяю дома и с этими знаниями иду на следующее занятие. А вот над химией мне надо прямо работать. Но сейчас можно сказать, что я ее хорошо понимаю.

ЕГЭ — это кот в мешке

Как ты уже сама подметила, ЕГЭ не за горами. Как думаешь, это адекватная процедура проверки знаний? Или бы ты предпочла готовиться по билетам, как когда то готовились твои мама и папа?

— Трудно так сразу ответить… Мама рассказывала, что когда они готовились по билетам, то пропускали через себя огромный объем информации. Но были билеты и были конкретные вопросы. А сейчас ЕГЭ настолько непредсказуемо, что ты учишь одно, а тебе попадется другое. Кот в мешке! Плюс стресс…Он же просто колоссальный! Я лично знаю очень старательных и способных учеников, которые сдавали экзамены на минимальные баллы просто от волнения.

А я тоже такой человек, который любит себя накручивать… Даже не знаю, как я справлюсь с этим испытанием. Наверно, все-таки было бы проще сдавать по билетам. Когда ты знаешь, что конкретно от тебя требуется. Ведь при устных ответах проявляется и твое умение говорить, выражать свои мысли и преподносить информацию.

— Ты вот-вот закончишь школу. А новому поколению старшеклассников предлагают учиться по новому образовательному стандарту. Когда появятся обязательные и дополнительные предметы. И ученики сами смогут выбирать, какие дисциплины изучать поверхностно, а какие углубленно. Ты бы хотела учиться в такой школе? — интересуюсь у Яны. Честно говоря, я и сама не знаю, как ответить на этот вопрос. А споры по данной теме до сих пор не утихают в образовательной среде. Но мне интересно, что скажет Яна. За полчаса эта девушка уже развеяла в моей голове все мифы об отличниках-зубрилах. Она не такая. Она умеет рассуждать, четко формулировать свои мысли, и ответы ее достаточно взвешены, не навязаны и аргументированы для выпускницы 11-го класса. По крайней мере, мне встречались чиновники, которые говорили гораздо хуже ее… Яна просто не может не расположить к себе.

— Наверно, это было бы правильно и удобно для многих учеников — изучать углубленно те предметы, которые нужны для поступления, для будущей работы, приступает к рассуждениям Яна. — Вот мне, например, хочется уделить больше времени дисциплинам, которые я буду сдавать на ЕГЭ, но нас сильно грузят заданиями по другим предметам. Это очень отвлекает… Я бы, вообще, хотела учиться в профильном гуманитарном классе, но у нас в Пласте просто нет такого. Поэтому новый стандарт — это, наверно, хорошо. Но ни в коем случае нельзя отменять другие предметы. Они должны остаться хотя бы на базовом уровне, чтобы ученики расширяли кругозор и понимали элементарные процессы. Что если очки запотели — это конденсация, а в космос мы не улетаем из-за силы земного притяжения…

В конце беседы задаю Яне главный вопрос: кем ты хочешь стать в будущем? Оказывается, он единственный, на который девушка не может ответить.

— Я еще не определилась, — озадаченно произносит Яна. — Профиль — однозначно гуманитарный. Буду подавать документы на разные специальности в разные вузы. Ближе пока направление «Реклама и связь с общественностью». Почему? Потому что родственница на этой специальности учится. Рассказывает про предметы, как она проходит практику. И мне это вроде как близко. А остальные профессии? Да что я про них знаю? Что делает, например, журналист, а что филолог? Что входит в их обязанности? Я лишь отдаленно понимаю, как выглядят эти профессии. К нам, конечно, приезжают представители вузов и рассказывают о различных специальностях. Но что из этого могут понять школьники? Конечно, хотелось бы видеть живые примеры, живых людей, которые могли бы рассказать о своей работе…

Яна все говорит правильно, невольно вскрывая главную проблему российских школ — практически полное отсутствие профориентационной работы. В итоге девушка сейчас стоит на пороге большого выбора, выбора траектории дальнейшего развития. Яна понимает, как это серьезно, и открыто говорит, как ей страшно, и как не хочется расставаться с любимыми учителями и одноклассниками. Общаясь с ней, я хотела вывести некую формулу отличника, идеального ученика… Или вывести девушку на чистую воду, доказав, что зубрежка — это не то, к чему надо стремиться. Но не сделала ни того, ни другого. Никакой формулы нет, а Яна — не заучка. Просто в ее жизни удивительно правильным образом все срослось: есть природные способности и есть желание учиться, а еще есть понимающие родители и любимые учителя, которые это желание не отбили.

просмотров: 210

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.