За три с небольшим года количество учреждений начального и среднего профобразования сократилось в области со 160 до 49. В региональном минобрнауки подчеркивают, в результате реорганизации никто не пострадал: исчезли лишь юридические лица, а учебные площадки и преподаватели остались невредимы.
Решение об оптимизации южноуральских ПТУ, колледжей и техникумов было принято к концу 2010 года, когда специалисты подсчитали, что число обучающихся в них за последние годы резко сократилось, а учебные помещения и здания общежитий просто-напросто простаивают.
— Сейчас в системе среднего профобразования региона осталось 49 учреждений, в которых обучается всего 55 тысяч детей… Условно говоря, в каждом учреждении около тысячи человек, — рассказывает министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. — До реорганизации насчитывалось около 160 ПТУ, колледжей и техникумов, в каждом из которых обучалось в среднем по 350-400 учащихся. Даже не скажешь, что по численности это нормальная школа. При этом на балансе этих учреждений находился огромный имущественный комплекс — учебный корпус, мастерские, хозяйственные помещения, общежития, столовая, гаражи. Все это должно было обслуживаться, ремонтироваться, технический персонал поддерживаться. На это уходили огромные деньги.
Дело в том, что в 90-е годы ссузы по сути существовали при предприятиях. После развала СССР бизнес стал избавляться от учебных заведений, одновременно скидывая с плеч прилежащие дороги и линии электропередач.
— Например, у Ашинского колледжа на балансе оказался даже мост. Да зачем же он нужен учебному заведению? — удивляется Александр Кузнецов.
В итоге региональное министерство образования не только укрупнило систему СПО, но и избавилось от непрофильных активов, переведя их обратно на баланс предприятий или местных администраций. Это позволило заметно сэкономить.
— Какие-то мелочи остались — избавляемся и от них. В том числе разбираемся с общежитиями. Сегодня их в области насчитывается 90 с лишним. Это крайне много, если учесть, что многие из них не заполнены и наполовину.
Министр подчеркивает, что в результате реорганизации уничтожаются только непрофильные активы и юридические лица. Учебные площадки свою географию не поменяли, да и преподаватели остались невредимы. Поэтому студентам реорганизованных учебных заведений в другие города и районы ездить не приходится.
— Например, взять Бакальский техникум. У него есть филиал в Кунашаке. Расстояние от этих городов приличное, но это объясняется тем, что и там и там есть рудники, которые принадлежат одному предприятию. И там, и там требуются кадры, которые нужно готовить. Но в Кунашаке контингент маленький и делать ради него отдельное юрлицо было бы нецелесообразно. Поэтому лучше сделать единое юрлицо с одним директором, одной бухгалтерией, а не пятью. Объединить эти учебные заведения не физически, а юридически. И отправить сэкономленные на этом средства на закупку необходимых для обучения оборудования и атрибутов. Надо деньги считать, делать учебное заведение эффективным. Пока оно таковым не будет, не будет и эффективного выпускника.
Теперь основным принципом реорганизованной сети ссузов стала многопрофильность. Учащиеся получают сразу несколько востребованных специальностей, чтобы суметь перестроиться под колебания на рынке труда и не тратить лишнее время на переподготовку.