В Челябинской области детям будут прививать уважение к рабочим специальностям начиная с садика. А студентов, которые уже осваивают востребованные на рынке труда профессии, поощрят единовременными стипендиями. Это лишь часть мер, которые помогут в будущем восполнить дефицит рабочих кадров в регионе.
Нивелировать перекос
Несмотря на отсутствие спроса на рынке труда, в ссузах по-прежнему остается популярной специальность «Экономика и бухгалтерский учет». По этой специальности обучают в 23 учреждениях среднего профобразования. Выпускники с такими дипломами — одни из самых нетрудоустроенных. Без работы остаются почти 10 %. Их догоняют гуманитарии — около 9 %.
Современное поколение не хочет стоять у станков или класть кирпичи. Дефицитные профессии сварщика, токаря, каменщика, станочника сегодня не в моде. Работа, по убеждению школьников, тяжелая и грязная, а зарплата низкая. Поэтому выпускники повально штудируют гуманитарные науки и отдают предпочтение обучению в вузах, а не в ссузах.
Взять на себя ответственную миссию — повысить престиж рабочих специальностей — решили депутаты Законодательного Собрания совместно с министерством образования и науки Челябинской области.
— Существует неутешительная статистика: 60 процентов школьников ориентированы на высшее образование после проведенной с ними профориентационной работы. И лишь у 20 процентов осталась склонность к рабочим специальностям, — констатирует начальник управления профессионального образования областного министерства образования Елена Зайко. — Причем все считают профессию рабочего важной и необходимой для экономики, но личный выбор падает на вузовское образование. Перекос в сторону высшей школы связан с предрассудками родителей, которые видят своих детей только выпускниками университетов.
По мнению депутата ЗСО, члена комитета по промышленной политике Сергея Кравчука, в таком перекосе виноваты и сами школы. Число поступивших выпускников в вузы для них является показателем престижа.
— Говорят, что если их не меньше 80 %, то это хорошо. Но нужно по-другому расставлять приоритеты. В школах должны рассказывать учащимся, что люди, которые имеют среднее профессиональное образование, достигают не меньших результатов — как жизненных, так и материальных, — комментирует Сергей Кравчук. — Необходимо показывать родителям прогноз потребностей рынка труда, чтобы они видели, на какие специальности нужно ориентировать своих детей. Сегодня бухгалтеру и экономисту гораздо сложнее найти работу, чем, например, токарю, который к тому же заведомо получает в два раза больше, а высококвалифицированный — и в пять, и шесть раз. Считаю, что ориентацию на рабочие специальности нужно проводить именно в школьном возрасте начиная с 3--5-го класса. А пока профориентационная работа выстроена несистемно и проводится в основном энтузиастами, директорами отдельных учебных заведений или шефами.
В связке с предприятиями
Однако в уже ближайшее время появятся определенные сдвиги в этом вопросе. В регионе была впервые разработана Концепция профориентационной работы, согласно которой выбор будущей профессии должен начинаться еще до поступления в первый класс. В документе говорится: воспитатели в детских садах должны формировать у малышей «положительное отношение к людям труда», а также «подготовить мышление детей в сторону технического направления». В Челябинской области уже сделан предварительный прогноз потребностей в кадрах до 2032 года. Так что дошколята заранее будут знать, кем мечтают стать, когда вырастут.
Впрочем, упор планируется делать не только на будущее России и региона, но и на настоящее. Комитет Законодательного Собрания по промышленной политике Челябинской области вместе с региональным минобразования решили разработать программы поддержки студентов, осваивающих самые востребованные в регионе профессии. Какие именно это будут меры, определит специальная комиссия. Но некоторые идеи уже есть.
— К примеру, ежегодно ЗСО вручает единовременные стипендии отличникам учебы и тем студентам, которые наиболее ярко проявили себя в общественной жизни, — говорит Елена Зайко. — Теперь хотим добавить в этот список и тех, кто учится на важнейших для нашего края специальностях. Это послужит отличным стимулом и для выпускников школ, выбирающих, куда и на кого пойти учиться.
Но добиться того, чтобы учащиеся обратили свой взор в сторону рабочих профессий — это полдела. Важно обеспечить высокое качество подготовки специалистов в стенах ссузов. Вывести систему СПО на новый уровень призвана программа «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на два будущих года, которая недавно была принята в регионе. В ней говорится о покупке нового лабораторного и учебно-производственного оборудования для ссузов и модернизации государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. Чиновники подчеркивают: важно, чтобы и сами предприятия активно включились в эту работу, тем самым обеспечив себе приток рабочих нужной квалификации.
— Предприятия-работодатели должны сотрудничать с ссузами на самом раннем этапе — прописать требования на этапе формирования учебного плана и подкорректировать, какой именно им нужен рабочий, какими знаниями и умениями он должен обладать, — считает Сергей Кравчук. — Сегодня у многих учреждений СПО нет денег на закупку современного оборудования. Компании могли бы помочь ссузам с приобретением техники, а также приглашать студентов на практику и стажировку.
По этому пути уже идет ЧТПЗ, ОАО «ММК», «Уралцемент», дилерский центр «Регинас» и другие предприятия региона. По мнению чиновников, именно государственно-частное партнерство помогло бы бизнесу в перспективе решать свои кадровые проблемы, а ссузам обеспечить более качественную подготовку выпускников.
Для справки
49 учреждений среднего профессионального образование работает в Челябинской области. В них обучается более 19 тысяч человек по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих по 64 профессиям. И более 38 тысяч человек по программам подготовки специалистов среднего звена по 91 специальности среднего профессионального образования.